РУС ENG

СА-3-9/4769@

Дата публикации: 17.05.2019

Дата решения: 15.05.2019

Номер решения:

Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

Статьи Налогового кодекса: Статья 210, Статья 219

Вид налога: Налоговые вычеты

Тема налогового спора:

Правомерность отказа в предоставлении социального налогового вычета по расходам в виде пожертвований

Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Перечисленные Заявителем денежные средства фактически являются взносами за своих несовершеннолетних детей, в связи с чем согласно положениям статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации, данные взносы не относятся к безвозмездным пожертвованиям.

Позиция налогоплательщика: Заявитель указывает, что перечисленные им добровольные пожертвования направлены на оказание помощи образовательным учреждениям, а не на извлечение экономической выгоды, в связи с чем считает отказ Инспекции в предоставлении социального налогового вычета за 2017 год и в возврате из бюджета НДФЛ неправомерным.

Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе: Пунктом 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) установлено, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка по НДФЛ в размере 13 процентов, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, в том числе социальных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 219 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 219 Кодекса при определении размера налоговой базы по НДФЛ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме доходов, перечисляемых им в виде пожертвований: благотворительным организациям; социально ориентированным некоммерческим организациям на осуществление ими деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях; некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных; религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности; некоммерческим организациям на формирование или пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

Согласно статье 582 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее - Закон о благотворительной деятельности) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Согласно статье 2 Закона о благотворительной деятельности благотворительная деятельность осуществляется, в том числе в целях содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности.

Приказом Комитета финансов Администрации города «Об утверждении Порядка применения бюджетной классификации юридическими лицами, не являющимися участниками бюджетного процесса» (действовавшего в спорный период) утвержден Порядок применения бюджетной классификации юридическими лицами, не являющимися участниками бюджетного процесса (далее - Порядок).

Пунктом 12 Порядка установлены отраслевые коды кассовых операций источником финансового обеспечения которых являются доходы от приносящей доход деятельности. Так, за порядковым номером 10 пункта 12 Порядка содержится наименование дохода «Прочие доходы», которому присвоен отраслевой код. При этом за порядковым номером 3 имеется наименование дохода «Гранты, пожертвования, иные безвозмездные перечисления», которому также присвоен отраслевой код.

Из вышеизложенного следует, что Комитет финансов Администрации города вышеуказанным Порядком разграничил доходы в виде «пожертвований» и «прочих доходов».

Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Заявителя, установила следующее.

Заявитель 17.05.2018 представил в Инспекцию декларацию по НДФЛ за 2017 год, в которой указал доход; заявил социальный налоговый вычет, установленный пунктом 1 статьи 219 Кодекса, и сумму НДФЛ, подлежащую возврату.

С декларацией Заявителем представлены в Инспекцию копии чеков по операциям «Сбербанк онлайн», содержащие вид платежа: «добровольное пожертвование», получатель платежа: детский сад; а также чеки с видом платежа - «добровольное пожертвование», получатель платежа: лицей; свидетельства о рождении детей Заявителя; оригиналы справок по форме № 2 – НДФЛ.

По результатам камеральной налоговой проверки декларации по НДФЛ за 2017 год Инспекция пришла к выводу, что согласно прилагаемым к декларации документам (копий чеков по операциям «Сбербанк онлайн») Заявителем уплачен взнос по коду (добровольные взносы) в Комитет финансов Администрации города (детский сад) и лицей, в связи с чем Заявителем неправомерно заявлен социальный налоговый вычет по расходам в виде пожертвований, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 статьи 219 Кодекса, в связи с чем составлен акт от 30.08.2018.

Из материалов, представленных Управлением, следует, что Заявитель с декларацией по НДФЛ за 2017 год представил копии чеков по операциям «Сбербанк онлайн», уплаченных Заявителем в детский сад, с наименованием вида платежа – «добровольное пожертвование» и кодом платежа (прочие доходы) и уплаченных в лицей, с наименованием вида платежа – «добровольное пожертвование».

Таким образом, копии чеков по операциям «Сбербанк онлайн», уплаченных Заявителем денежных средств в адрес детского сада, не подтверждают, что указанные платежи относятся к «добровольным пожертвованиям», поскольку идентифицированы согласно указанному Порядку как «прочие доходы». Кроме того, в банковской выписке детского сада в назначении платежей, полученных от Заявителя, также указано: «код платежа – добровольное пожертвование» за ребенка Заявителя; вид документа: паспорт Российской Федерации.

Копии чеков по операциям «Сбербанк онлайн», уплаченных Заявителем денежных средств в адрес лицея, также не свидетельствуют о «добровольном пожертвовании», поскольку согласно банковским выпискам о движении денежных средств по расчетному счету лицея Инспекцией установлено указание в назначении платежей: «добровольное пожертвование» за ребенка Заявителя; класс 5А, 6А; плательщик: Заявитель».

Из вышеизложенного следует, что перечисленные Заявителем денежные средства детскому саду и лицею фактически являются взносами за своих несовершеннолетних детей, в связи с чем согласно положениям статьи 582 Гражданского кодекса, данные взносы не относятся к безвозмездным пожертвованиям и, соответственно, обоснованно не учтены Инспекцией в качестве социального налогового вычета в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 219 Кодекса.

На основании вышеизложенного Федеральная налоговая служба оставила жалобу Заявителя без удовлетворения.

Перейти к полному тексту решения по жалобе