Решения по жалобам

Дата публикации: 25.07.2019

Дата решения: 04.04.2019

Номер решения: 06-11/04529@

Налоговый орган, вынесший решение: МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №2

Статьи Налогового кодекса: Статья 126, Статья 338, Статья 339

Вид налога: Нет

Тема налогового спора: Правомерность истребования сводного месячного эксплуатационного рапорта в ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых 

Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Непредставление Обществом истребуемого сводного месячного эксплуатационного рапорта исключает возможность достоверно убедиться в указанных Обществом в первичных документах сведениях об объемах добытой нефти при проведении камеральных налоговых проверок по налогу на добычу полезных ископаемых и, как следствие, определить правильность расчета налогоплательщиком налогооблагаемой базы по данному налогу.

Позиция налогоплательщика: Общество полагает, что у налогового органа отсутствуют основания для привлечения его к налоговой ответственности, поскольку вина налогоплательщика не доказана налоговым органом в предусмотренном федеральным законом порядке. По мнению Общества, сводный месячный эксплуатационный рапорт не содержит сведений, необходимых для налогового контроля налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых.

Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе: В соответствии с пунктом 1 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4, 129.6, 129.9 - 129.11 НК РФ, а также пунктами 1.1 и 1.2 статьи 126 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

На основании пункта 1 статьи 338 НК РФ налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 338 НК РФ налоговая база при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

На основании пункта 1 статьи 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.

Количество добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной определяется в единицах массы нетто.

В целях главы 26 НК РФ массой нетто признается количество нефти за вычетом отделенной воды, попутного нефтяного газа и примесей, а также за вычетом содержащихся в нефти во взвешенном состоянии воды, хлористых солей и механических примесей, определенных лабораторными анализами.

Сводный месячный эксплуатационный рапорт (далее – СМЭР) содержит информацию о массе нетто нефти, добытой в отчетный период по каждой скважине, каждой залежи месторождения и по месторождению (участку недр) в целом, по форме, установленной Министерством энергетики Российской Федерации.

В силу подпункта 1 пункта 9 статьи 339 НК РФ учет количества добытой нефти осуществляется по каждой скважине, работающей на залежи (залежах) углеводородного сырья.

Согласно пункту 10 статьи 339 НК РФ определение пользователем недр количества добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, а также фактических потерь при её добыче осуществляется в соответствии с Правилами учета нефти, утвержденными постановлением Правительства РФ
от 16.05.2014 № 451 (далее – Правила). Соответствующие показатели подлежат включению в сводный месячный эксплуатационный рапорт в соответствии с приказом Минэнерго России от 15.08.2014 № 529.

В соответствии с пунктом 1 указанные Правила устанавливают порядок осуществления учета нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной (далее – нефть), а также фактических потерь при ее добыче организациями, осуществляющими добычу нефти и газа. Учет нефти включает в себя сбор, регистрацию, обобщение и документирование информации о количестве нефти.

Согласно пункту 5 Правил определение массы нетто нефти в составе нефтегазоводяной смеси при отборе на объектах сбора и подготовки нефти, а также при отборе нефти после ее подготовки осуществляется в соответствии с Правилами и проектной документацией.

Пунктом 25 указанных Правил установлено, что на основании данных эксплуатационного рапорта и массы нетто нефти, добытой в отчетный период, определяется масса нетто нефти, добытой по каждой скважине в отчетный период. На основании массы нетто нефти, добытой по каждой скважине в отчетный период, составляется СМЭР, содержащий информацию о массе нетто нефти, добытой в отчетный период по каждой скважине, каждой залежи месторождения и по месторождению (участку недр) в целом, по форме, установленной Министерством энергетики Российской Федерации.

Хранение СМЭР, информации о дате и результатах измерения количества извлеченной нефтегазоводяной смеси по каждой скважине, а также результатов определения содержания воды (в процентах) в нефтегазоводяной смеси осуществляется на бумажном или электронном носителе в течение времени, позволяющем обеспечить соблюдение норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Из вышеуказанного следует, что СМЭР является одним из основных документов аналитического учета объёма добытой в отчетный период по каждой скважине нефти, регламентирующим технологию производства. Соответственно, данный документ необходим для подтверждения сведений о количестве нефти, подлежащей налогообложению, в рамках проведения камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДПИ.

В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства РФ от 29.12.2001 № 921 «Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения» при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.

В соответствии с пунктом 3.1 Методических рекомендаций по определению технологических потерь нефти при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки и обустройства месторождений, утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 22.04.2009 № 122, обоснованием количества потерь нефти являются документальные подтверждения потерь при осуществлении производственного цикла сбора и подготовки нефти.

По результатам рассмотрения жалобы Межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам установила следующее.

Как следует из представленных материалов, Инспекцией в соответствии со статьей 88 НК РФ проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по НДПИ Общества за октябрь 2017, в ходе которой в адрес Общества направлено требование о представлении документов (информации).

Истребованные документы представлены Обществом в адрес Инспекции в неполном объеме, а именно не представлены месячный геологический отчет и итоги месячного геологического отчета за октябрь 2017 (СМЭР).

В связи с непредставлением вышеуказанных документов Инспекцией составлен акт и вынесено Решение, согласно которому Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в виде взыскания штрафа. Размер штрафа определен с учетом отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств.

Первичным документом, в соответствии с которым формируется налоговая база по НДПИ по итогам налогового периода, является СМЭР по добыче нефти за месяц, который отражает количество добытого полезного ископаемого за месяц, а также позволяет увидеть номер и число скважин по каждому месторождению, количество часов работы, объем закачанной воды и причины простоя скважины.

Между тем непредставление Обществом истребуемых СМЭР исключает возможность достоверно убедиться в указанных Обществом в первичных документах сведениях об объемах добытой нефти при проведении камеральных налоговых проверок по НДПИ и, как следствие, определить правильность расчета налогоплательщиком налогооблагаемой базы по данному налогу.

Исходя из вышеизложенного, непредставление Обществом истребуемых документов (СМЭР) влечет невозможность подтверждения показателей, отраженных в налоговых декларациях по НДПИ за октябрь 2017.

Таким образом, Инспекция обоснованно пришла к выводу о нарушении Обществом статьи 93 НК РФ. Общество правомерно привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ.

При указанных обстоятельствах Межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам оставила жалобу Общества без удовлетворения.

Перейти к полному тексту решения по жалобе

Сообщите о несоответствии позиции налогового органа позиции, изложенной в указанном решении по жалобе.