Ваш регион был определен автоматически. Вы всегда можете сменить его, воспользовавшись переключателем в верхнем левом углу страницы.
Постановлением Верховного Совета СССР от 24 января 1990 года № 76 была создана государственная налоговая служба СССР, а в течение 1991-1992 годов, был завершен процесс создания единой централизованной системы налоговых органов Российской Федерации.
Формирование государственной налоговой службы Томской области началось с приказа Министерства финансов РСФСР от 14.03.1990 № 12/78 о назначении начальником Государственной налоговой инспекции по Томской области Бориса Всеволодовича Симонова. С 9 апреля 1990 года Б.В.Симонов приступил к выполнению своих обязанностей и стал, таким образом, первым томским налоговым инспектором.
В этом же месяце начинается процесс формирования налоговых органов в муниципальных образованиях области. Во исполнение распоряжения Совета Министров РСФСР от 5 апреля 1990 года № 369-р согласно административно-территориальному делению по приказам начальника областной госналогинспекции во всех районах и городах Томской области создаются Государственные налоговые инспекции.
В апреле 1990 года организовались инспекции в Кривошеинском, Парабельском, Верхнекетском и Первомайском районах, в мае – в Зырянском, Тегульдетском, Чаинском, Кожевниковском, Бакчарском, Каргасокском, Асиновском, Шегарском и Александровском районах, а также в г. Кедровом, г. Томске, в Советском и Кировском районах Томска.
В июне 1990 года налоговая служба области формируется окончательно. Создаются инспекции в Молчановском, Томском и Колпашевском районах области, в г. Стрежевом, в Ленинском и Октябрьском районах г. Томска.
В июне же утверждается структура Государственной налоговой инспекции по Томской области. В рамках этой структуры организуются следующие отделы:
- отдел налогообложения прибыли (дохода) государственных предприятий, организаций и объединений, в т.ч. совместных предприятий с иностранным участием;
- отдел налогообложения прибыли (дохода) кооперативных и общественных организаций;
- отдел прочих доходов;
- отдел налога с оборота;
- отдел налогообложения граждан;
- отдел учета и отчетности;
- отдел кадров;
- отдел организационно-методической работы и контроля;
- хозяйственный отдел.
21 марта 1991 года вышел Закон РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР», который определил главную задачу налоговиков - контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет государственных налогов и других платежей.
На рубеже 1991-1992 годов в стране происходит коренное преобразование экономических отношений, что влечет за собой создание новой налоговой системы, отвечающей требованиям рыночной экономики. Становление новой налоговой системы происходит в условиях экономического и социального кризиса: спад производства, инфляция, возрастающий дефицит федерального бюджета, рост цен, снижение уровня жизни народа, состояние социальной напряженности. Фундаментальным принципом новой налоговой системы становится тезис: обеспечение равных требований со стороны государства ко всем хозяйствующим субъектам, а также создание равных условий для пользования субъектами заработанных ими средств.
Ключевое место в системе налогового законодательства этого периода занимает Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». В нем изложены принципы построения, структура и общий механизм функционирования налоговой системы, установлен перечень федеральных, областных и местных налогов, сборов и платежей, порядок их исчисления и взимания, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.
21 ноября 1991 года Указом Президента Российской Федерации № 229 была образована Государственная налоговая служба Российской Федерации, и Государственная налоговая инспекция по Томской области перешла в ее подчинение.
С учетом требований времени в 1992 году создаются структурные подразделения для администрирования налогов с банков, бирж, страховых организаций, операций с ценными бумагами, для контроля налогообложения иностранных инвесторов, совместных предприятий и в целом внешнеэкономической деятельности. Кроме того, в компетенцию отдела прочих доходов передается контроль местных и земельного налогов, а также налогообложения агропромышленного комплекса и природных ресурсов. Формируется отдел поступлений в государственные внебюджетные фонды и доходов от приватизации.
Одним из главных преобразований в этот год стало создание в Управлении юридического сектора, на базе которого 30 октября 1993 года был создан юридический отдел. В апреле 1993 года вводится отдел автоматизированных информационных систем. В августе 1994 года организуется отдел информации (пресс-служба).
В целях дальнейшего совершенствования налогового администрирования приказом начальника инспекции от 4 января 1995 года создается отдел аналитической и камеральной работы, который через год (6 февраля 1996 года) преобразуется в отдел по принудительному взысканию недоимки.
21 января 1997 года в аппарате областной налоговой инспекции был сформирован отдел по контролю за предприятиями, занимающимися производством, оборотом и реализацией спирта этилового и алкогольной продукции. В этом же году 1 апреля создаются отделы по организации учета налогоплательщиков, по работе с крупными и крупнейшими налогоплательщиками и по делам проблемных налогоплательщиков и взаимодействию с правоохранительными органами.
1999 год стал поворотным для всех налоговиков и налогоплательщиков страны. Именно с этого года в России начал действовать Налоговый кодекс. Вступившая в силу первая часть главного налогового документа установила принципиально новые отношения между налогоплательщиками и налоговыми органами, изменила порядок проведения налогового контроля, пересмотрела правила исполнения налоговых обязанностей и ответственность за совершение правонарушений в области налогообложения.
В 1999 году у налоговиков области произошли и другие изменения. Во-первых, переименование организации: областная госналогинспекция стала Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) по Томской области, а городские и районные налоговые органы были переименованы в Инспекции МНС России по Томской области.
С 17.06.1999 по 17.11.2011 налоговую службу региона возглавляет государственный советник Российской федерации 2 класса Владимир Петрович Бударев. В налоговых органах Владимир Петрович трудился с момента их основания, до назначения он возглавлял налоговую инспекцию г. Северска.
С 2001 года вступила в силу вторая часть Налогового кодекса, в частности главы о налоге на добавленную стоимость (гл. 21), об акцизах (гл. 22), о налоге на доходы физических лиц (гл. 23) и едином социальном налоге (гл. 24). В 2001 – 2002 годах в эти главы с учетом опыта их применения были внесены поправки, направленные в целом на облегчение их применения налогоплательщиками. В 2002 году введены очередные главы второй части Налогового кодекса: глава 25 – «Налог на прибыль организаций», глава 26 – «Налог на добычу полезных ископаемых». С 2003 года начали действовать положения кодекса о специальных налоговых режимах, в частности, об упрощенной системе налогообложения, едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности и едином сельскохозяйственном налоге. Кроме того, с 2003 года реализуются нормы кодекса регионального распространения, и, прежде всего, глава 28 «Транспортный налог».
В 2001 году томские налоговики отпраздновали новоселье. 15 ноября состоялось тожественное открытие нового здания Управления МНС России по Томской области, строительство которого длилось более 7 лет. В этом же году началась реорганизация службы по функциональному принципу. Главная цель преобразований – повышение эффективности налогового администрирования.
В 2004 году Управление МНС России по Томской области было переименовано в Управление Федеральной налоговой службы (УФНС России) по Томской области, а городские и районные налоговые органы переименованы в Инспекции ФНС России по Томской области.
С декабря 2011 года по май 2022 года руководителем Управления Федеральной налоговой службы по Томской области являлся государственный советник Российской Федерации 2 класса Морозов Геннадий Геннадьевич.
До октября 2022 года Фискальная служба области состояла из: Управления, 3 межрайонных, 2 городских и
1 специализированной инспекции с функциями Единого регистрационного центра и Долгового центра:
1. ИФНС России по г. Томску;
2. ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области;
3. ИФНС России № 1 по Томской области;
4. ИФНС России № 2 по Томской области;
5. ИФНС России № 7 по Томской области (Единый регистрационный центр, Долговой центр);
6. ИФНС России № 8 по Томской области.
С 24 октября 2022 года налоговые органы Томской области перешли на двухуровневую систему управления, в результате модернизации к Управлению Федеральной налоговой службы по Томской области присоединились все инспекции региона.
C 13 мая 2022 года руководителем Управления Федеральной налоговой службы по Томской области назначен государственный советник Российской Федерации 2 класса Куриленко Юрий Александрович.
Сегодня налоговая служба Томской области – одно из самых крупных федеральных ведомств в регионе. В налоговой службе региона работает 1371 сотрудник, обеспечивающих поступление в бюджет более 30 видов налогов и сборов.
По состоянию на 01.07.2023 в налоговых органах Томской области состоят на учете по месту своего нахождения:
- 22 926 юридических лиц;
- 24 254 индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
- 1 097 907 физических лиц, из них 47429 физических лиц плательщиков налога на профессиональный доход.