РУС ENG

Цифровизация налогового администрирования стала темой очередных публичных обсуждений регионального УФНС

Дата публикации: 27.02.2020 13:47

Как меняются подходы к налоговому администрированию в условиях цифровой экономики, обсудили накануне налоговики Томской области с представителями бизнеса, органов государственной власти и научного сообщества.

Выступая перед участниками мероприятия с докладом, руководитель регионального УФНС Г.Г. Морозов отметил, что в условиях сложившейся цифровой российской и международной экономики формируются качественно новые подходы к налоговому администрированию, что позволило практически отказаться от традиционных форм проверок. Все транзакции с налоговым риском автоматически попадают в зону внимания налоговых органов через инструменты дистанционного мониторинга и аналитики с четкой градацией налогоплательщиков по зонам риска.

Геннадий Геннадьевич рассказал об основных цифровых проектах ФНС России: АСК НДС-2, онлайн-кассах, новом налоговом режиме «Налог на профессиональный доход», реестре ЗАГС и целом ряде иных электронных ресурсов, целью которых, с одной стороны, является повышение эффективности налогового контроля, а, с другой - снижение нагрузки на бизнес.

Первым таким инструментом стала АСК-НДС. Ее применение позволило в корне изменить отношение к недобросовестной налоговой конкуренции в бизнес-среде всего за несколько лет. Так, доля сомнительных операций в стране по НДС с 8% в 2016 году снизилась до 0,6% в 2019 году. Данный показатель по Томской области составляет 0,43%, что ниже среднероссийского уровня.

Унификация бизнес-процессов налогового контроля с помощью аналитической системы позволяет отследить всю цепочку движения налога на добавленную стоимость, мгновенно выявлять несоответствия и пресекать мошеннические действия. И как следствие – побуждает налогоплательщиков к созданию прозрачной налоговой среды и добровольному уточнению своих налоговых обязательств. Это меняет формат контрольно-надзорной деятельности, которая сосредоточена только на потенциальных нарушителях или тех, кто находится за периметром платформы, и снижает административную нагрузку на бизнес.

Внедрение онлайн-касс – это еще один проект, цель которого повысить эффективность налогового контроля и снизить непроизводственные издержки бизнеса.

Более 1,5 миллиона налогоплательщиков страны зарегистрировали более 3 миллионов кассовых аппаратов, что в 2,5 раза больше дореформенного парка. Ежемесячно в режиме реального времени ФНС контролирует свыше 3 триллионов рублей выручки. На территории региона в настоящее время зарегистрировано почти 24 тысячи касс.

Онлайн-кассы способны в режиме реального времени отправлять в налоговые органы информацию о совершаемых транзакциях, формируя электронные фискальные чеки, которые сохраняются в «облачном» хранилище. Тем самым обеспечивая контроль всех розничных продаж и повышение прозрачности экономики. В таких условиях отпадает необходимость контроля в традиционном его понимании – с выходом инспектора на место продаж.

Результат применения современных цифровых инструментов –снижение количества налоговых проверок в регионе в истекшем году на 41% при сохранении их эффективности на уровне прошлого года. Ключевой принцип в нашей работе сегодня – начинать проверку только в тех случаях, когда выявлены схемы уклонения от уплаты налогов, подчеркнул главный налоговик области.

Основной акцент делается на добровольном уточнении налогоплательщиками своих налоговых обязательств. Поступления по результатам аналитической работы за год выросли в 2 раза, – это результат именно аналитической работы, а не контрольной. Доля таких поступлений в общей сумме поступлений по контрольно-аналитической работе выросла в 3 раза и составила 65%. То есть нам удалось убедить налогоплательщика добровольно произвести уплату, а значит избежать штрафов, исключить процедуры взыскания задолженности и введения банкротства.

Налогоплательщиками области в ходе проведения мероприятий налогового контроля, а также в связи с самостоятельной оценкой рисков, представлены уточненные декларации к доплате на общую сумму 902 млн. руб. (рост в 1,9 раза), к уменьшению ранее заявленного возмещения НДС - на сумму 169 млн. руб. (рост в 7 раз), уточнил Г.Г. Морозов.

Это существенным образом сказывается на снижении количества направляемых налогоплательщиками жалоб – за 2019 год на 27%. В том числе по результатам камеральных и выездных проверок жалоб пришло в 2 раза меньше, чем годом ранее. При этом даже в тех случаях, когда налоговые споры дошли до судебных разбирательств, 84% в нашем регионе заканчиваются в пользу налоговых органов. От оспариваемой суммы в пользу налоговых органов вынесено 86% судебных решений, что больше прошлого года на 5 процентных пункта.

Одновременно Служба внедряет технологии по сокращению отчетности и административной нагрузки на бизнес, среди которых запущенный с сначала текущего года Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, отмена с 2021 года отчетности для организаций по земельному и транспортному налогам, внедрение бездекларационного режима для налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим Упрощенная система налогообложения «доходы» и иные.

Итогом цифровых решений должно стать самостоятельное исчисление налогов инспекцией, а налогоплательщику только будет направляться уведомление о начисленной сумме для подтверждения.

Отдельно руководитель регионального Управления остановился на приложении «Мой налог» для плательщиков налога на профессиональный доход, которое ФНС рассматривает как прообраз налоговой системы будущего. Приложение позволяет гражданину зарегистрироваться в качестве плательщика налога в пару кликов. При этом им не нужно ни подавать декларацию, ни вести отчетность, ни использовать контрольно-кассовую технику. Учет и расчет налогов ведут налоговые органы, то есть обеспечено полностью дистанционное взаимодействие через приложение. В перспективе, аналогичный принцип будет поэтапно внедряться в другие системы налогообложения.

Тема разговора вызвала оживленный интерес со стороны собравшихся, которые задали немало практических вопросов о применении действующих сегодня электронных ресурсов и сервисов Налоговой службы.