Участники публичного обсуждения правоприменительной практики налоговых органов Томской области, прошедшего накануне под председательством руководителя регионального Управления ФНС
Г.Г. Морозова, проанализировали действующий порядок разрешения налоговых споров и основные проблемы, возникающие у налогоплательщиков при реализации их права на обжалование.
Геннадий Геннадьевич, открывая мероприятие, отметил:
- В 2021 году стартовал фундаментальный проект по реформированию всего института досудебного урегулирования налоговых споров. Для налоговой службы сегодня любая жалоба – это инцидент. И важно понимать предпосылки появления каждой из них с тем, чтобы исключить их возникновение.
Исполняющая обязанности начальника отдела досудебного урегулирования налоговых споров УФНС
Е.А. Дорошенко рассказала о значительном снижении в 2020 году как количества жалоб, поступивших в налоговые органы региона (на 34%), так и количества удовлетворенных жалоб (на 66%).
Она обратила внимание, что одним из приоритетных векторов совершенствования налогового администрирования ФНС является развитие электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками. Это коснулось в том числе вопросов досудебного урегулирования налоговых споров, а именно способа направления жалоб. В минувшем году из общего числа жалоб по телекоммуникационным каналам связи поступило на 73% больше обращений, чем годом ранее, через соответствующий электронный сервис ФНС России – на 33%, и в два раза больше – из личных кабинетов налогоплательщика. Этому способствовало и введение с 2020 года нового формата представления жалоб по ТКС, который позволяет существенно оптимизировать процедуру взаимодействия сторон.
Истекший год показал: 38% рассмотренных в досудебном порядке разногласий не дошли до суда, а количество вынесенных судами первой инстанции решений по налоговым вопросам снизилось на 10%, что говорит о росте значения досудебного урегулирования споров, которое позволяет не доводить дело до суда и избежать финансовых издержек, обратила внимание Е.А. Дорошенко.
В целом в 2020 году судами с участием налоговых органов рассмотрено почти в 4,5 раза меньше дел, сумма требований сократилась на 47%. На 65% снизилось и число обжалований результатов налоговых проверок, сумма рассмотренных требований уменьшилась на 60%. Об этом рассказала исполняющая обязанности начальника правового отдела регионального УФНС Е.С. Сазонова.
Елена Сергеевна заострила внимание, что главной проблемой, возникающей в ходе рассмотрения дел в суде, остается сохраняющееся недоверие налогоплательщиков к налоговым органам. Это выражается, прежде всего, в нежелании налогоплательщиков представлять документы как в ходе проведения налоговых проверок, так и на стадии досудебного обжалования. В итоге судебные споры могут длиться годами, но в большинстве случаев не приносят того результата, которого добивался истец в виде полной отмены доначислений по проверке.
В завершении мероприятия налоговики ответили на практические вопросы участников публичного обсуждения.
Все подробности – в записи мероприятия.