ENG

Руководство регионального УФНС публично обсудило с томским бизнес-сообществом преимущества досудебного урегулирования налоговых споров

Дата публикации: 09.08.2018 14:04

Практика разрешения разногласий между налогоплательщиком и инспекцией во внесудебном порядке стала темой очередного открытого диалога томских налоговиков с представителями предпринимательской среды. В организованном региональным Управлением ФНС публичном обсуждении приняли участие руководители, финансисты и юристы предприятий, общественные организации, призванные содействовать развитию бизнеса в Томской области, бизнес-омбудсмен, депутатский корпус, специалисты исполнительных органов власти, журналисты.

Как отметила в своем выступлении и.о. руководителя УФНС Л.Ю.Самоделова досудебное обжалование налоговых споров, в обязательном порядке применяемое с 2014 года, имеет свои существенные достоинства. Для налогоплательщика это - возможность формирования компромиссного решения по возникшему спору, быстрота рассмотрения условий его возникновения и всех обстоятельств с возможностью представления дополнительных пояснений, отсутствие финансовых расходов, в частности на уплату госпошлины. Для налоговых органов – повышение качества налогового администрирования, которое становится закономерным результатом оперативного устранения нарушений, выявляемых при рассмотрении жалоб налогоплательщиков.

Озвученная во время обсуждения статистика лишь подтвердила положительную тенденцию. Количество жалоб на территории Томской области в первом полугодии текущего года снизилось на 6,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но наиболее яркий индикатор сформировавшегося тренда – 24 жалобы, оставшиеся без рассмотрения Управлением в связи с тем, что инспекции самостоятельно в ходе анализа ситуации устранили нарушения прав налогоплательщиков. Это в два раза больше, чем было годом ранее.

Отвечая на вопросы участников собрания Л.Ю.Самоделова подчеркнула, что целевыми ориентирами института досудебного урегулирования налоговых споров являются: контроль законности и обоснованности принимаемых нижестоящими налоговыми органами решений, достижение высокой эффективности и объективности в разрешении разногласий, сокращение потенциальных причин возникновения налоговых споров, развитие примирительных процедур, совершенствование инструментов информирования налогоплательщиков о процедуре урегулирования споров.

В частности, говоря о создании информационно-аналитических баз решений, вынесенных по результатам рассмотрения жалоб и анализа судебной практики по налоговым спорам, перешедшим в судебную стадию разрешения, Лариса Юрьевна обратила внимание на специальные электронные сервисы ФНС в помощь налогоплательщикам «Узнать о жалобе» и «Решения по жалобам».

Организации и предприниматели очень активно включились в обсуждение заявленной темы, обозначая свои проблемные зоны и рассказывая о конкретных ситуациях из своей практики. Некоторые из озвученных фактов были взяты руководством Управления к детальному изучению в частном порядке.

Участникам мероприятия было подробно рассказано, на что следует обращать внимание при подготовке жалобы и как наиболее эффективно построить свою позицию на стадии рассмотрения возражений. На этом этапе учитываются все обоснованные претензии налогоплательщика, в том числе и смягчающие обстоятельства, что дает возможность сторонам налоговых правоотношений достичь разумного компромисса.

Как было написано в одной из анкет, сданной по завершению публичного обсуждения, «именно такой формат работы содействует формированию конструктивного взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами».