ENG

Напоминание о необходимости проявления должной осмотрительности при выборе контрагентов

Дата публикации: 20.03.2014 14:41 (архив)

Управление ФНС России по Томской области, в целях исключения возможных налоговых рисков в виде отказа налоговыми органами в налоговых вычетах по налогу на добавленную стоимость и признании расходов налогоплательщика необоснованными при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (а также при применении специальных режимов налогообложения), напоминает налогоплательщикам о необходимости проявления должной осмотрительности при выборе контрагентов, документы по операциям с которыми в последствии используются при определении налоговой базы (налоговых вычетов).

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности, и ему должно было быть известно о неблагонадежности контрагента как субъекта коммерческой деятельности («фирмы-однодневки»).

Одну из возможностей оценить контрагента на предмет отнесения к категории «фирм-однодневок» предоставляет электронный сервис «Проверь себя и контрагента». Данный сервис позволяет налогоплательщикам оперативно получать информацию о том, какие сведения о компаниях-партнерах вносились в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), в частности:

• является ли контрагент компанией, находящейся в стадии ликвидации;
• состоит ли руководитель или учредитель компании-контрагента в списке дисквалифицированных лиц;
• является ли поставщик зарегистрированным по адресу «массовой регистрации», что характерно для «фирм-однодневок»;
• указаны ли в качестве руководителя или учредителя контрагента граждане, которые отказались от участия или руководства компанией в суде или в отношении которых данный факт установлен судом;
• не относится ли контрагент к категории организаций, связь с которыми по адресам и иным реквизитам, указанным в ЕГРЮЛ, отсутствует.

Получить информацию, в частности из реестра дисквалифицированных лиц, можно по определенным реквизитам, в  электронной форме. Плата за доступ к сведениям, содержащимся в реестре, размещенном на официальном сайте ФНС России, не взимается. Заинтересованные лица вправе получить данные сведения в виде выписки о конкретном дисквалифицированном лице либо справки об отсутствии запрашиваемой информации в порядке, установленном приказом ФНС России от 06.03.2012 № ММВ-7-6/141@ «Об утверждении Порядка предоставления информации из реестра дисквалифицированных лиц и формы выписки из реестра дисквалифицированных лиц».

При оценке деловой способности предполагаемого контрагента налогоплательщики дополнительно могут воспользоваться открытыми источниками информации, а также руководствоваться в своей деятельности Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

Как показывает арбитражная практика, информация о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (источники - журнал «Вестник государственной регистрации», профессиональных информационных систем, получение от контрагента надлежащим образом заверенной налоговым органом выписки из ЕГРЮЛ) не может являться единственным и достаточным основанием для признания проявления организацией должной осмотрительности и осторожности.

Необходимо проведение оценки дополнительных признаков, свидетельствующих о реальности хозяйствующего субъекта, выступающего в качестве контрагента:

- анализ различных внешних источников информации о контрагенте (реклама в СМИ, наличие, актуальность и содержание официального сайта контрагента в сети «Интернет», контактные данные партнеров по бизнесу, давших рекомендацию и т.п.);
- информация о коммерческой деятельности контрагента: рекламные материалы и ценовые предложения контрагента; различные проспекты, буклеты и т. д.;
- анализ критериев выбора делового партнера (сравнение с публичными офертами иных организаций, проведение процедуры конкурса (тендера), общепризнанная деловая репутация и т.п.);
- сведения о фактическом местонахождении контрагента (юридический и фактический адреса), местонахождении складских и производственных или торговых площадей, наличии материальной базы, квалифицированного персонала и материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг);
- информация о необходимых лицензиях на осуществление определенного вида деятельности, свидетельствах о членстве в соответствующих организациях, сертификатах соответствия, страхования ответственности, квалификации;
- документальное подтверждение личности и полномочий представителей  организации-контрагента при обсуждении условий поставок, а также при заключении договоров, отсутствие руководителя контрагента в реестре дисквалифицированных лиц;
- анализ факта размещения данных бухгалтерской отчетности партнера за предшествующие сделке периоды;
- информация, свидетельствующая об изучении картотеки арбитражных дел с участием предполагаемого контрагента (в результате анализа судебных разбирательств можно установить, не находится ли клиент в стадии банкротства, выяснить информацию об исках к контрагенту со стороны кредиторов, об оспаривании актов каких-либо государственных органов (картотека арбитражных дел на официальном интернет-сайте Высшего Арбитражного Суда РФ, Банк данных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов и т.д.).

Кроме того, в качестве важных критериев рассматриваются:
- Обоснованность деловой цели и экономической целесообразности осуществляемой сделки: цель сделки; экономическая целесообразность; преимущество в сравнении с другими участниками рынка (наличие или отсутствие аналогичных товаров, предпочтительные условия выполнения сделок и / или цен).
Сделка, направленная исключительно на уменьшение налогов, но не имеющая под собой разумной, экономически обоснованной, необходимой и достаточной деловой (хозяйственной) цели, может быть признана недействительной. При этом для предупреждения уклонения от уплаты налогов получаемая налоговая экономия не признается деловой целью сделки.
- Реальность понесенных затрат.

При исполнении договорных обязательств большое внимание следует уделять подтверждающим документам: акты выполненных работ (услуг); накладные; товарно-сопроводительные документы; счета-фактуры и др.