ENG

Маленькие налоги под большой крышей

72 Тюменская область

Дата публикации: 15.08.2014

Издание: "Тюменские Известия" от 6 августа №133 (6043)
Тема: имущественные налоги
Источник:  http://www.t-i.ru/article/new/2503

Ни в Советском Союзе, ни в современной России граждане, по сути, никогда не платили налоги. С государством, как правило, рассчитывались и рассчитываются работодатели.

О налогах на имущество и землю, взимаемых с рядовых тюменцев, шла речь в областной Думе — на заседании рабочей группы по повышению доходов регионального бюджета. Последние годы они неуклонно сокращаются. В 2011-м, например, в областную казну собрали почти 173 миллиарда рублей. А на 2014 год запланировано поступление всего 120,7 миллиарда. Причём происходит всё это на фоне неукоснительного исполнения весьма финансовоёмких указов президента, в том числе по повышению зарплат бюджетникам.

Заменим права на обязанности

Заседание стало уже четвёртым. На этот раз председатель группы Андрей Артюхов, первый вице-спикер областной Думы, руководитель фракции «Единая Россия», пригласил к обсуждению злободневной темы главного налоговика региона Тамару Зыкову. Народные избранники попросили гостью рассказать о проблемах, возникающих при сборе налогов.

Тамара Зыкова, руководитель управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области, обозначила одну из ключевых проблем: владельцы коттеджей по многу лет не регистрируют свою собственность и соответственно не платят налог на имущество. Едва ли не единственный выход из этой ситуации — осуществить переход от заявительного к обязательному порядку регистрации недвижимости.

— Каким образом вы намерены осуществить этот переход? — проявляет профессиональный интерес экс-прокурор Сургута Владимир Ульянов, избранный в областную Думу по спискам «Единой России». — Ведь регистрация имущества — это право гражданина. Мы не можем просто так взять и без каких-либо веских оснований заменить право на обязанность.

— А жить годами в коттедже и не платить налоги можно? — подключается к разговору Михаил Таранов, первый заместитель директор областного департамента финансов.

— Это уже всё-таки критерий! — формулирует веские основания будущей законодательной инициативы профессиональный юрист. — Обязательный порядок регистрации может быть введён в том случае, если гражданин реально проживает в здании или помещении и пользуется коммунальными услугами. В любом случае потребуется вносить изменения в федеральное законодательство.

Подворовый обход


Владимир Сысоев, вице-спикер областной Думы, руководитель фракции ЛДПР, предлагает коллегам вернуться к ранее принятым решениям. В частности, ещё в ноябре 2013-го главам муниципалитетов рекомендовали провести работу с населением по оформлению в собственность имущества и земельных участков. Обойти все земельные участки и проверить: построен дом или не построен. Ведь разрешения на строительство выдают местные власти.

Михаил Таранов
поясняет: правительство области составило дорожную карту работы муниципалитетов с федеральными органами власти по уточнению имеющихся кадастров и реестров собственности, предусматривающую помимо всего прочего подворовый обход. С собственников, которые оформили свои земельные участки ненадлежащим образом, намерены взыскивать штрафы. Одновременно разработана форма, по которой местные власти обязаны ежеквартально отчитываться о проведённых мероприятиях. Финансист полагает, что земельный контроль и штрафы позволят сдвинуть ситуацию с мёртвой точки.

Игра стоит свеч?


Депутат-единоросс Николай Барышников пытается понять: сколько имущества в регионе ещё не поставлено на учёт? И сколько налогов со всего этого имущества можно было бы дополнительно собрать в бюджет?

Андрей Киселёв, директор областного департамента имущественных отношений, ссылается на информацию федерального правительства: в целом по стране примерно у половины всех земель границы участков не установлены. Следовательно, они не значатся в кадастре недвижимости, не подпадают под кадастровую оценку и не облагаются налогом. Поэтому подготовлен проект федерального закона, обязывающий регионы за счёт собственных средств провести комплексные кадастровые работы по установлению границ участков для последующего занесения в кадастр недвижимости и уплаты налогов.

— И сколько в результате всех этих действий сможет получить наш бюджет? — уточняет Николай Барышников. — Сможем ли мы хотя бы покрыть затраты на проведение всех этих комплексных работ? Стоит ли вся эта игра свеч?

— На самом деле это копейки, — признаётся Михаил Таранов. — Сегодня по всей Тюменской области собирают 1,2 миллиарда рублей земельного налога и около 150 миллионов рублей налога на имущество физических лиц.

Деликатная тема


— Надо увеличивать ставку налогов — так получается? — вопрошают депутаты.

— Это очень деликатная тема, — предупреждает Михаил Таранов. — Недавно прошла переоценка кадастровой стоимости земель, и суды уже завалены исками налогоплательщиков, которые не согласны с установленной стоимостью. В зависимости от территорий она возросла от двух до десяти раз.

— В 78 раз! — приводит конкретный пример повышения кадастровой стоимости Николай Барышников.

— Бывает и такое, — соглашается Михаил Таранов. — Насколько объективно проводилась переоценка, не берусь судить. Но люди просто не готовы платить налоги с реальной стоимости имущества, которым обладают. С одной стороны, можно пополнить бюджет за счёт населения. С другой стороны, пожнём плоды недовольства. И что теперь делать органам власти? Вынуждены писать рекомендации муниципалитетам — снижать ставки. Большого потенциала в сборе налогов с населения нет. То же касается и юридических лиц. Увеличение кадастровой стоимости ведёт к росту земельного налога и арендной платы. Предприниматели кричат: «И так еле живём, а вы нас душите». Вот и получается: что бы мы ни делали, существенно прирастить налоговую базу не удаётся.

«Может и камень в окно прилететь»…


— С земельным налогом всё понятно, — вновь берёт слово Владимир Сысоев. — Но межведомственная группа при правительстве области ещё в прошлом году утвердила план мероприятий по формированию баланса земель, инвентаризации имущества и повышению роли имущественных налогов в формировании доходов регионального и местных бюджетов. Хотелось бы видеть результаты по каждому муниципалитету. Скажем, на учёте в регистрационной палате стояли 2 тысячи метров, провели работу — стало 3 тысячи, соответственно, увеличились поступления налогов. Когда разговариваешь с главами, ничего у них не сделано и нет никакой заинтересованности, чтобы муниципальные служащие не просиживали штаны в кабинетах, а делали пошаговый обход, выявляя незарегистрированные объекты недвижимости, и помогали собственникам ставить их на учёт.

— Нам легко рассуждать в высоких кабинетах, — парирует Михаил Таранов. — А в какой ситуации оказывается глава деревеньки, когда приходит к односельчанам и начинает долбить их, чтобы те зарегистрировали своё имущество? Кто-то открыл калитку, а кто-то и собак спустил. Может и камень в окно прилететь. Ну хорошо, поговорили с собственниками. Дальше всё упирается в заявительный характер регистрации. Никто не может заставить человека регистрировать имущество. Опять тупик!

По мнению финансиста, пока закон не установит обязательный порядок регистрации имущества, ничего не изменится. К тому же регион и муниципалитеты занимаются данной работой от безысходности. Ведь это вообще не их компетенция, а федеральных органов власти, и прежде всего Росреестра.

Письма счастья


Отдельно Михаил Таранов остановился на деятельности рабочей группы по мобилизации доходов. Ещё год назад налоговая служба и Росреестр никак не могли найти общий язык. В передаваемых реестрах зачастую отсутствовала информация, которая позволила бы начислить налог даже на зарегистрированные объекты. А на первой встрече руководителей региональных подразделений двух федеральных ведомств стояла такая ругачка! Пришлось долго выстраивать конструктивное взаимодействие.

— Затем на примере Боровского обкатывали пилотный проект, — продолжает финансист. — В результате была рождена дорожная карта. По сути, это пошаговая инструкция для муниципалитетов по работе с Росреестром и населением. Во все муниципалитеты выгружены базы данных проблемных объектов. Мы довели формы отчёта и сказали: ребята, будем вас теперь контролировать. Губернатор дал установку главам. Но самые продвинутые из них пишут нам «письма счастья», мол, это не их полномочия… Результат, тем не менее, обязательно будет. Пусть и не слишком внушительный по сумме дополнительно собранных доходов. Главное, налогообложение должно стать справедливым. Должен быть наконец достигнут принцип всеобщности, когда налоги будут платить и владельцы особняков тоже.

— Михаил Валерьевич верно раскрывает картину, — подтверждает Владимир Ульянов. — Я в аппарате полпреда президента два года занимался дачной амнистией. На каждом совещании мы давили на губернаторов и муниципалов, требуя с них базу данных. И всякий раз база пополнялась. Но когда мы едва ли не полностью собрали все данные, неожиданно оказалось, что на учёт надо поставить ещё примерно столько же. Зачем человеку регистрировать дачу, чтобы потом платить государству налог? Поэтому собственность регистрируют тогда, когда происходит сделка купли-продажи или возникает острая необходимость. Поэтому выход один — поставить гражданина в такие условия, когда у него возникнет такая необходимость. Я поддерживаю предложение по подготовке законодательной инициативы в Государственную Думу России о возложении на собственников обязанности регистрировать свою недвижимость.

Культура уплаты налогов


Депутат от ЛДПР Михаил Селюков высказывает собственные соображения: сама по себе регистрация права собственности ничего не даст. Ведь человек вполне может зарегистрировать и незавершённое строительство — мол, ещё не покрашены стены, и на полном основании не платить налоги.

— Не так давно активно работали специальные комиссии по легализации заработной платы, когда на ковёр вызывали руководителей, — проводит аналогию либерал-демократ. — Примерно такая же схема должна быть использована и здесь. Когда человека вызовут на комиссию и спросят, почему он не регистрирует свой дом и не платит налоги, то, думаю, больше половины из них пойдут и зарегистрируют. Второй немаловажный момент — ни в Советском Союзе, ни в России люди налоги никогда не платили и платить не привыкли. Все налоги государству перечисляют работодатели. Нынешние копеечные транспортный налог и налог на имущество — не в счёт! У нас напрочь отсутствует культура уплаты налогов. Её тоже необходимо развивать. Уже с нового года будет введён налог на недвижимость — по рыночной стоимости. Естественно, все платежи вырастут. И нам надо будет объяснять, почему они выросли.

Если что — отключим газ!


Депутат от «Единой России» Николай Токарчук, в своё время возглавлявший телерадиокомпанию «Ямал-Регион», считает, что акцент надо делать на работе с владельцами особняков в элитных посёлках типа Зубарево Hills. Если в деревнях напрячь всех бабушек и заставить их регистрировать свои ветхие избушки, то никакого финансового эффекта не будет. А вот если обойти и проверить владения земельных наделов вокруг Тюмени, то прибавка в местный бюджет может оказаться весьма увесистой. Ведь многие собственники действительно годами не регистрируют свои хоромы по нескольку сотен квадратных метров. И даже у тех, кто когда-то зарегистрировал недвижимость, на месте одноэтажного домика давно стоит четырёхэтажный особняк с гаражом и хозяйственными постройками.

— Вопрос лишь в том, как заставить регистрировать собственность? — возвращает коллегу к начальной точке разговора Николай Барышников. — Кроме того, мы должны чётко понимать, сколько у нас земли и имущества. На думском комитете по земельным отношениям я уже дважды ставил вопрос о необходимости проведения поголовной инвентаризации. Мы должны, как в Западной Европе, иметь информацию по каждой точке на карте: кому принадлежит и сколько стоит?

— Сейчас над инвентаризацией земель работает вся Россия, — вновь подключается к разговору Тамара Зыкова. — В Московской области, например, где высочайшая кадастровая стоимость земель, удалось дополнительно собрать в бюджет сотни миллионов рублей. Опыт Подмосковья мы взяли за основу для пилотного проекта в посёлке Боровский. Актуализация сведений в отношении 7384 земельных участков и 444 объектов капитального строительства позволила доначислить почти 900 тысяч рублей земельного налога и 1,9 миллиона рублей налога на имущество физических лиц. При этом надо учитывать, что Боровский — образцовый муниципалитет, где глава владеет информацией по каждому участку. К сожалению, в большинстве других муниципалитетов главы не понимают, сколько у них свободных и сколько задействованных участков, да и вообще его ли это земля. Именно главы наиболее заинтересованы в проведении тотальной инвентаризации на своей территории. А мы готовы им во всём помогать.

Дмитрий Огородников, председатель Счётной палаты Тюменской области, предлагает коллегам вспомнить крылатую фразу из фильма «Бриллиантовая рука», когда управдом поручает общественнику распространить среди жильцов ЖЭКа лотерейные билеты: «А если не будут брать — отключим газ!» Вот и сейчас не помешало бы задействовать сетевые организации. У них заключены договоры на поставку газа, электроэнергии и воды. Правительство области могло бы заключить соглашение со снабжающими организациями, а их представители на местах участвовали бы в обходах коттеджных посёлков.

Руководство к действию


— Я специально никого не прерывал, — подводит итоги затянувшейся дискуссии Андрей Артюхов. — Так мы пытаемся выработать взвешенное решение. Все предложения записаны, используем их как руководство к действию. Работа по мобилизации дополнительных доходов в бюджет ведётся давно. Всем хотелось бы, конечно, побыстрее ощутить её результат. Но Михаил Таранов честно говорит: на быстрые результаты рассчитывать не стоит. Слишком уж деликатная эта тема.

Следующее заседание рабочей группы намечено на сентябрь. Депутаты намерены пригласить к разговору руководителя регионального управления Росреестра.

Андрей Фатеев