ENG

Урегулирование налоговых споров в досудебном порядке: механизм и преимущества процедуры

Дата публикации: 18.03.2015 14:15 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Выездная или камеральная налоговые проверки зачастую заканчиваются начислением налогов, пени и штрафов. И, как правило, не согласившись с доначислениями, налогоплательщики, вынуждены отстаивать свою позицию. С 01.01.2009 в законную силу вступила норма, предусматривающая обязательный порядок досудебного обжалования решений о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения. С 01.01.2014 обязательный претензионный порядок обжалования распространился на все акты налоговых органов ненормативного характера, а также на действия или бездействие их должностных лиц. Кроме того, Федеральным законом от 21.07.2014 №241-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», вступившим в силу с 21.08.2014, введена обязательная процедура досудебного обжалования в вышестоящем налоговом органе решений об отказе в государственной регистрации. Таким образом, теперь до обращения за защитой своих прав в суд налогоплательщики обязаны попытаться урегулировать спор внутри налоговой системы.

Под обязательной досудебной процедурой урегулирования налогового спора понимается подача жалобы, апелляционной жалобы на решение территориального налогового органа, вынесенное по итогам проверки; жалобы на действие (бездействие) налогового органа, на решение об отказе в государственной регистрации в вышестоящий налоговый орган.
Жалоба – это письменное обращение налогоплательщика в налоговый орган, выражающее несогласие с актом ненормативного характера либо с действиями или бездействиями должностных лиц налогового органа.
Различают следующие виды жалоб:
- апелляционные,
- жалобы на решения налогового органа,
- жалобы на действия (бездействие) должностных лиц или иной ненормативный акт налогового органа.

Апелляционная жалоба
Согласно п.2 ст.139.1 НК РФ апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения. В соответствии с п.9 ст.101 НК РФ решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение. Апелляционная жалоба подается через налоговый орган, вынесший решение.

Жалоба на решения налогового органа
Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения непосредственно в вышестоящий налоговый орган (п.2 ст.139 НК РФ).

Жалоба на действия (бездействие)
Жалоба на действия или бездействия или иные акты налогового органа подается в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (п.2 ст.139 НК РФ).

Сроки принятия решений в соответствии с п.6 ст.140 Кодекса решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Решение по иным жалобам, принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Процедура досудебного урегулирования налоговых споров имеет ряд преимуществ:
во-первых, подача апелляционной жалобы приостанавливает исполнение решений о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) до момента принятия решения по жалобе вышестоящим налоговым органом;
во-вторых, срок для рассмотрения жалоб налогоплательщиков установлен от 1 месяца до двух, что значительно меньше срока рассмотрения жалоб налогоплательщиков в судебном порядке;
в-третьих, при вынесении решения налогоплательщик имеет возможность учесть позицию налоговых органов при обращении в судебные инстанции и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде;
в-четвертых, при подаче жалобы в налоговый орган отсутствует необходимость уплаты госпошлины, тогда как при подаче заявлений в суд предусмотрена оплата госпошлины.