ENG

На публичных обсуждениях шла речь о камеральных проверках и процедуре банкротства

Дата публикации: 30.11.2018 09:36

Темами очередного мероприятия по публичному обсуждению результатов правоприменительной практики налоговых органов, руководств по соблюдению обязательных требований, состоявшегося 29.11.2018 в УФНС России по Ульяновской области, стали организация проведения камеральных налоговых проверок, углубленные камеральные налоговые проверки, а также проблемы банкротства и недействительности сделок.

Камеральная проверка позволяет проанализировать достоверность и точность отчетности, представляемой налогоплательщиками, имеет характер обязательной и проводится в отношении любой отчетности, представленной в налоговый орган. Первым этапом камеральной проверки в части деклараций по налогу на добавленную стоимость является регистрация данных представляемой отчетности в автоматизированной информационной системе налоговых органов (АИС «Налог»). На следующем этапе – производится сверка контрольных соотношений в автоматизированном режиме.

В случае, если на первоначальном этапе не выявляется никаких нарушений, камеральная проверка заканчивается на данной стадии. В иных случаях проводится углубленная камеральная проверка с истребованием документов и пояснений у самого налогоплательщика и его контрагентов, анализом движения денежных средств по его расчетным счетам.

Углубленные камеральные проверки деклараций по НДС проводятся:
- при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога (п.8 ст. 88 НК РФ);
- при выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, либо при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (п.8.1 ст. 88 НК РФ);
- при представлении отчетности, в которой заявлены налоговые льготы, при этом налоговый орган запрашивает у налогоплательщика пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, или истребует документы, подтверждающие его право на их применение (п.6 ст. 88 НК РФ);
- при подаче налогоплательщиком декларации по налогу, связанному с использованием природных ресурсов, истребуются соответствующие документы (п.9 ст. 88 НК РФ);
- прочие.

Получив сообщение о выявленных ошибках, противоречиях и (или) несоответствиях, налогоплательщик:
- вносит изменения в отчетность и представляет в налоговый орган уточненную декларацию (расчет) в установленный срок – пять рабочих дней в случае обнаружения в отчетности факта (фактов) неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, а также представляет свои пояснения к уточненной отчетности;
- представляет пояснения с приложением подтверждающих документов в случае, если оснований для подачи уточненной декларации нет, при этом, пояснения необходимо представить в электронном формате по установленному формату.

На сегодняшний день все чаще используемым механизмом, обеспечивающим устойчивое развитие рыночной экономики, является институт банкротства, который позволяет разрешить конфликт интересов между различными субъектами отношений несостоятельности, а также позволяет решать стоящие перед государством задачи, носящие социальный характер. В условиях недостаточности имущества должника для удовлетворения требований его кредиторов в полном объеме институт банкротства призван разрешить имеющиеся противоречия путем специальных положений, не допускающих приоритетное удовлетворение требований одного кредитора перед требованиями других кредиторов. Институт банкротства, несмотря на сложившееся мнение о нем только как о механизме удовлетворения требований кредиторов, должен представлять возможность добросовестным должникам совершить "новый старт".

В условиях банкротства должника и конкуренции его кредиторов возможны ситуации, когда отдельные лица инициируют судебный спор по мнимой задолженности с целью включения в реестр требований кредиторов.

Например, УФНС России по Ульяновской области, представляющим интересы Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве ООО «Наш дом», в судебном порядке доказана несостоятельность требований трех организаций при включении в реестр требований кредиторов задолженности в размере 11,419 млн рублей. Организациями в обоснование наличия задолженности, числящейся за предприятием – банкротом, в материалы дела были представлены договор поставки, счета-фактуры. Однако, по результатам проведенных должностными лицами уполномоченного органа контрольных мероприятий установлено, что организации, претендующие на статус кредитора, фактически деятельность не осуществляли, штата работников и фактической возможности осуществить хранение и отгрузку товара не имели. Кроме того, в отношении них были выявлены и иные признаки, характерные для фирм-однодневок.

По результатам рассмотрения дела №А 72-1186/2016 Арбитражный суд Ульяновской области согласился с доводами налогового органа и отказал фиктивным кредиторам в удовлетворении требований в полном объеме.

Указанные судебные решения позволит налоговому органу:
- влиять и в полной мере контролировать процедуру банкротства ООО «Наш дом» в соответствии с законодательством;
- повысить эффективность процедуры банкротства путем применения мер гражданско-правовой ответственности к руководителям и учредителям должника и, погасив задолженность банкрота по налогам, пополнить бюджет Российской Федерации.