Ваш регион Выберите регион по карте
Введите первые буквы или номер региона, выберите из списка или на карте.
A- A A+

Валютный контроль

Содержание страницы

Что такое валютный контроль

^К началу страницы

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы осуществляют государственную функцию по осуществлению валютного контроля в соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и Административным регламентом исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, утвержденным Приказом Минфина России от 4 октября 2011 г. №123н.

Налоговые органы являются органами валютного контроля, на которых возложены обязанности по контролю за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам).

Предметом валютного контроля является соблюдение резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и валютного контроля.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ при установлении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями ст. 15.25, ч.1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.4.1, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, ст. 19.7 КоАП РФ, должностным лицом налогового органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, возбуждается дело об административном правонарушении.

Иными поводами к возбуждению дела об административном правонарушении в соответствии с ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ являются:

  • поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ст. 14.12, 14.13 КоАП РФ).

Сроки проведения проверки

^К началу страницы

При определении проверяемого периода и сроков исполнения государственной функции налоговые органы должны учитывать сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст.4.5 КоАП, а также положение п.2 ч.2 ст.24 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», согласно которому резиденты и нерезиденты обязаны обеспечивать сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Проведение валютных операций

^К началу страницы

Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) предусмотрены определенные ограничения к осуществлению валютных операций, а именно:
  • перечень разрешенных валютных операций между резидентами приведен в ст. 9 Закона № 173-ФЗ;
  • валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст. 11 Закона № 173-ФЗ.
  • валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 13 Закона № 173-ФЗ, за исключением случаев, установленных ч. 1.1 ст. 10 Закона № 173-ФЗ.
  • Порядок осуществления валютных операций с использованием счетов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации регламентирован ст. 12 Закона № 173-ФЗ.

    Права и обязанности юридических лиц (резидентов) при осуществлении валютных операций без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты установлены ст. 14 Закона № 173-ФЗ.

    Порядок репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации и обязательная продажа части валютной выручки указан в ст. 19 Закона № 173-ФЗ.

    Ответственность за несоблюдение валютного законодательства предусмотрена ст. 15.25 КоАП РФ и ст. 193, 193.1 УК РФ.

Уведомление об открытии (закрытии) счета (вклада) в банке за пределами РФ и об изменении реквизитов такого счета (вклада)

^К началу страницы

В соответствие с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной Приказами ФНС России от 21 сентября 2010 г. № ММВ-7-6/457@, от 14.11.2013 № ММВ-7-14/502@.

При осуществлении первого перевода на свой счет, открытый в банке за пределами территории Российской Федерации, необходимо предъявить в банк, в котором осуществляется обслуживание, уведомление налогового органа об открытии указанного счета с отметкой налогового органа о принятии такого уведомления. В дальнейшем представлять уведомление не нужно (ч. 4 ст. 12 Закона № 173-ФЗ). Обмен информацией между налоговыми органами и уполномоченными банками, государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» при передаче указанным банкам как агентам валютного контроля по их запросам информации, подтверждающей уведомление (неуведомление) налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, в электронном виде, осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным приказом ФНС России от 21.06.2013 № ММВ-7-6/211@.

Непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, а также представление указанного уведомления в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме влечет ответственность, предусмотренную ч. 2, 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Расчётные операции в иностранной валюте

^К началу страницы

Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) предусмотрены определенные ограничения к осуществлению валютных операций, а именно:
  • перечень разрешенных валютных операций между резидентами приведен в ст. 9 Закона № 173-ФЗ;
  • валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст. 11 Закона № 173-ФЗ.
Порядок осуществления валютных операций с использованием счетов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации регламентирован ст. 12 Закона № 173-ФЗ.

Права и обязанности юридических лиц (резидентов) при осуществлении валютных операций без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты установлены ст. 14 Закона № 173-ФЗ.

Порядок репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации и обязательная продажа части валютной выручки указан в ст. 19 Закона № 173-ФЗ.

Ответственность за несоблюдение валютного законодательства предусмотрена ст. 15.25 КоАП РФ и ст. 193, 193.1 УК РФ.

Необходимость ежеквартально сообщать о движении средств на иностранных счетах

^К началу страницы

В соответствие с п. 7 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами.

Правила представления резидентами данных отчетов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 №819 (далее – Правила).

В соответствии с данными Правилами резиденты ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляют в налоговый орган по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.

Подтверждающие банковские документы представляются в виде копии, нотариально заверенной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, нотариально заверенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Форма отчета о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории российской федерации приведена в Правилах. Ответственность за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, а также нарушение установленных сроков представления установлена ч. 6, 6.1, 6.2, 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ.

Ответственность за нарушение валютного законодательства

предусмотренная ст. 15.25,19.4,19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Порядок проведение проверки и оформление её результатов

Решение о проведении проверки, запрос документов и информации, рассмотрение материалов проверки, cоставление акта проверки, административное производство

Права и обязанности налоговых органов
как органов валютного контроля и лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия валютного контроля



Порядок представления юридическими лицами – резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ

^К началу страницы

В соответствие с ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» юридические лица - резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами.

Правила представления юридическими лицами - резидентами данных отчетов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2005 г. № 819 (далее – Правила).

В соответствии с Правилами резиденты ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляют в налоговый орган по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.

Подтверждающие банковские документы представляются в виде копии, нотариально заверенной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, нотариально заверенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Форма отчета о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации приведена в Правилах.

Ответственность за несоблюдение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, а также нарушение установленных сроков представления установлена ч. 6, 6.1, 6.2, 6.3, 6.5 ст. 15.25 КоАП РФ.

Порядок представления физическими лицами – резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ

^К началу страницы

Порядок представления физическими лицами-резидентами отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации (далее – Порядок) установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. № 1365 (вступило в силу с 30.12.2015).

В соответствии с Порядком отчеты представляются ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным годом.

В случае закрытия счета (вклада) в отчетном году отчет представляется за период с 1 января отчетного года (или с даты открытия счета (вклада) в отчетном году) по дату закрытия счета (вклада) включительно одновременно с уведомлением о закрытии счета (вклада) в срок, не позднее одного месяца со дня закрытия счета (вклада).

В случае, если счет (вклад) закрыт в 2015 году, то отчет представляется до 1 июня 2016 года.

Отчет может быть представлен:

  • лично физическим лицом – резидентом;
  • через уполномоченного представителя (полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации);
  • по почте;
  • в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС России (https://www.nalog.ru).

Отчет может представляться без приложения подтверждающих документов.

При этом налоговый орган в целях осуществления валютного контроля имеет право запрашивать и получать подтверждающие документы (копии документов) и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов). Подтверждающими документами могут являться банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк, подтверждающие сведения, указанные в отчете.

Подтверждающие документы и информация должны соответствовать требованиям, установленным частью 5 статьи 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и представлены в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2007 г. № 98 «Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля». Подтверждающие банковские документы представляются в виде копии, нотариально заверенной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, нотариально заверенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Все документы должны быть действительными на день представления. По запросу органа или агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Документы представляются органам и агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Информация представляется резидентами и нерезидентами органам валютного контроля на русском языке в объеме, установленном в запросе органа валютного контроля. Она должна непосредственно относиться к проводимой валютной операции и быть действительной на день представления ее органам валютного контроля.

Отчет представляется по всем счетам (вкладам) в одном экземпляре (за исключением случая представления отчета на бумажном носителе в целях получения отметки налогового органа о принятии отчета).


Форма отчета - утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 № 1365
xls (68 кб)

Согласно Порядку, количество листов № 2, представляемых в составе отчета, должно соответствовать количеству счетов (вкладов), открытых физическим лицом – резидентом в зарубежных банках.

В случае открытия общего (совместного) счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, Отчет представляется каждым физическим лицом – резидентом.

Необходимо отметить, что при заполнении в таблице листа № 2 отчета, суммы операций по счету указываются в тысячах единиц валюты (например, 150 ЕВРО указываются как 0,15 тыс. ЕВРО).

Обязанность физического лица - резидента представить налоговому органу Отчет считается исполненной, если физическим лицом - резидентом представлен отчет в полном объеме и в установленный срок.

Ответственность за несоблюдение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, а также нарушение установленных сроков представления установлена ч. 6, 6.1, 6.2, 6.3, 6.5 ст. 15.25 КоАП РФ.


Если Вы заметили на сайте опечатку или неточность, мы будем признательны, если Вы сообщите об этом.
Выделите текст, который, по Вашему мнению, содержит ошибку, и нажмите на клавиатуре комбинацию клавиш: Ctrl + Enter или нажмите сюда.