ENG

Закрыть шлюзы

74 Челябинская область

Дата публикации: 09.04.2013

Издание: Газета "Южноуральская панорама"
Тема: Экономика и политика
Источник:  http://up74.ru/rubricks/ehkonomika-i-politika/2013/04-aprel/zakryt-shljuzy/

Южноуральские власти намерены сделать все, чтобы не только избежать оттока инвестиций, но и помочь их росту. Помочь в этом должна разработанная в области инвестстратегия — своего рода план действий по подпитке финансами региональной экономики.

После процедуры публичных слушаний в январе в стратегию внесли коррективы и отправили на утверждение губернатору. Однако у представителей бизнеса и науки до сих пор остаются вопросы к этому документу.

Напомним, инвестиционная стратегия была разработана как один из пунктов Стандарта работы органов исполнительной власти — «инструкции» для чиновников (что нужно сделать, чтобы привлечь инвестиции), подготовленной Агентством стратегических инициатив по поручению президента. В прошлом году Челябинская область вошла в число 12 пилотных регионов по внедрению Стандарта.

Хорошо, но мало

Кроме всего прочего, в стратегии прописаны шаги по созданию инвестиционной инфраструктуры и информация о том, что уже есть для инвестора. К примеру, в МРСК Урала подготовили интерактивную карту региона, где синим цветом обозначены свободные энергомощности, а красным — точки, где из-за дефицита ресурса нельзя размещать предприятия с большим энергопотреблением.

Сейчас в стратегии представлено 258 инвестпроектов на сумму 659 миллиардов рублей. Приоритетными для региона обозначены разработки в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, инновациях и туризме.

— Стратегия разрабатывалась поэтапно, с учетом мнения бизнес-сообщества, — отметила министр экономического развития региона Елена Мурзина на круглом столе по инвестициям, который прошел на прошлой неделе в областном Законодательном Собрании. — В декабре прошлого года проект стратегии был размещен на сайте министерства. Мы долго ждали предложений, но, к сожалению, до 31 января, когда состоялось публичное обсуждение стратегии, ни одного конструктивного предложения не появилось. Зато потом начались активные дискуссии в Интернете.

Споры продолжаются по сей день. Эксперты все еще находят в стратегии белые пятна.

— Появление инвестпроектов спонтанно, поскольку не определено территориальное развитие районов, — считает Сергей Кравчук, гендиректор ООО УК «Уралкран» и депутат ЗСО. — Но газовикам и энергетикам всегда нужно понимание, куда тянуть сети. Карта профицитных территорий по электроэнергии — это хорошо, но мало.

Минэконом на эту претензию отвечает ссылкой на сайт oblinvest74.ru, где собраны инвестиционные паспорта муниципалитетов области. В них-то и содержатся данные об инфраструктуре и ресурсах, которыми богата та или иная территория. Но именно с ролью муниципалитетов в реализации инвестпроектов связаны и другие сомнения депутата Кравчука.

— Областные власти должны контролировать ход реализации проектов. Поскольку мы знаем, что часто, как только у бизнеса возникают трения с муниципалами, строительство замораживается, — отмечает он.

Вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области Марк Лейвиков признает, что в регионе уже есть успешные примеры частно-государственного партнерства, но касаются они больше крупного бизнеса. «Высота 239» на ЧТПЗ, рельсобалочный стан на «Мечеле», курорт «Абзаково», на котором в несколько раз увеличилось число мест для отдыхающих после того, как туда построили дорогу за счет бюджетов Башкирии и Челябинской области.

Но есть и другие примеры, о которых можно сказать: хотели как лучше, а получилось как всегда. Яркое тому подтверждение — условия для вхождения бизнеса в парк индустриальных инноваций «Малая Сосновка». Попасть в «льготную» по аренде земли и коммуникациям зону, расположенную в двух километрах от Челябинска, можно, имея объем инвестиций не менее 200 миллионов рублей. Входной билет в «Сосновку», как отмечает Лейвиков, к сожалению, рассчитан только на крупных инвесторов.

Разработчикам инвестстратегии стоило бы больше обращаться к научному сообществу, уверен Михаил Кувшинов, доцент кафедры «Бухучет и финансы» ЮУрГУ.

— Десятков пять докторов экономических наук у нас в области наберется. Каждый специализируется в каком-то своем направлении и может подсказать, как улучшить расчеты, — предлагает ученый. — Пока в стратегии не обозначены источники финансирования. Допустим, когда прокладывали дорогу до «Абзаково», наверняка сразу указывали, кто и в каком объеме финансирует строительство. Инвестпроекты — это всегда риски. Чтобы их снизить, в стратегию нужно закладывать возможность перераспределения средств в зависимости от финансовой ситуации.

«Малыши» пока молчат

Облегчить финансовое положение инвесторов призван закон о льготах по налогу на прибыль и на имущество предприятий, принятый региональным Заксобранием в июне 2011 года. Норма распространяет свое действие на предприятия, созданные не раньше января 2011 года. Налоговые послабления предоставляются по конкурсу для двух категорий участников. Первая — это крупные предприятия с инвестициями в основные фонды более 300 миллионов рублей, вторая — малый и средний бизнес, инвестирующий более 8 миллионов рублей. В той и другой номинациях чиновники определяют по одному победителю, с чем готовы поспорить сами участники.

— Основные претензии бизнес-сообщества к закону сводятся к тому, что предприятия все-таки нужно делить по отраслевому принципу и выбирать несколько победителей, — комментирует Константин Захаров, зампредседателя комитета по экономической политике ЗСО. — Мы с этим согласны. Изначально в законе не было ограничений по количеству победителей. Это решение мы отдали на усмотрение органов исполнительной власти. В течение года работы этого закона они весьма сдержанно и осторожно относились к предоставлению льгот и не спешили расширять круг компаний, которым эти преференции предоставляются. Но сегодня власть видит, что проекты, на которые делаются запросы, даже с учетом льгот увеличивают налогооблагаемую базу региона.

В отличие от крупных инвесторов, малый бизнес не спешит обращаться за налоговыми льготами. За год была всего одна заявка на возврат 36 тысяч рублей. Как поясняют в региональном УФНС, большинство «малышей» уже используют особые условия налогообложения, работая по «упрощенке», и поэтому не могут воспользоваться льготами. Из других причин эксперты называют низкую информированность бизнеса, относительно небольшое количество молодых предприятий, созданных после января 2011 года, и более сложную по сравнению с «упрощенкой» процедуру предоставления преференций. По словам депутата, региональный парламент намерен проанализировать все эти причины и внести корректировки в закон, чтобы стимулировать предпринимателей к большей активности.

— Область не намерена пассивно наблюдать за тем, как мировые экономические процессы отражаются на инвестиционных процессах в регионе, — говорит Дмитрий Мешков, заместитель председателя Законодательного Собрания Челябинской области. — На наш взгляд, необходимо не только совершенствовать систему стимулов, направленных на повышение привлекательности региона, но и одновременно необходимо ставить амбициозные стратегические цели. Это очень важно, чтобы инвестор понимал перспективу своего бизнеса, а область смогла сосредоточить на приоритетных направлениях свои административные и финансовые ресурсы.