ENG

Время цифровых приемов

74 Челябинская область

Дата публикации: 09.07.2013

Издание: Южноуральская панорама
Тема: Экономика и политика
Источник:  http://up74.ru/rubricks/ehkonomika-i-politika/2013/07-ijul/vremja-cifrovykh-priemov/

Павел Логинов, начальник отдела работы с налогоплательщиками УФНС по Челябинской области:

Интернет проник во все сферы нашей жизни, и с каждым днем интернет-аудитория только растет. Это аксиома. С одной стороны, виртуальным пространством пользуется бизнес, чтобы продвигать товары и услуги, с другой — государственный сектор тоже ориентируется на процессы, которые происходят в обществе, в том числе и на его интернетизацию.

И налоговая служба — одна из наиболее динамичных в этом направлении государственных служб. Отчетность через сеть налоговые инспекции начали принимать еще 10 лет назад, год назад ФНС России первой предложила гражданам «личный кабинет». Сейчас налоговая служба предлагает более 30 электронных сервисов, в том числе и для бизнеса.

Почему налогоплательщику удобно пользоваться электронными сервисами? Во-первых, информация или услуги в этом случае доступны независимо от графика работы налоговых инспекций. Эти сервисы работают 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, а не с 9 до 18 часов с перерывами на выходные дни. Вы выбираете время, когда именно вам нужно и удобно к ним обратиться. Важно, что сервисы дают возможность обратной связи, делают процедуры более прозрачными для налогоплательщиков и в конечном итоге становятся инструментами контроля за действиями чиновников.

На сайте ФНС России, к примеру, есть электронные сервисы, которые помогают узнать, как и кем рассматривается ваша жалоба или обращение. Ответы на интернет-обращения отправляются на электронный ящик, который вы указали в форме для обратной связи. Из других преимуществ — сроки оказания электронных услуг короче, чем в «бумажно-почтовом» варианте или когда вы несете письмо в налоговую лично. Например, справку на бумаге вы получите в течение пяти рабочих дней, а справка в электронном виде в ряде случаев будет направлена вам уже через сутки.

Ну и, наконец, объемы нужной налогоплательщику информации определяет он сам. Электронные сервисы экстерриториальны: доступ к ним через Интернет открыт повсюду. Узнать налоговые ставки в конкретном городе, сравнить их с существующими в других регионах вы без проблем сможете через Интернет. Находясь в Челябинской области, можно получить сведения по Краснодарскому краю или по Чукотскому автономному округу. И при этом не нужно ехать, звонить, писать запросы по разным адресам нашей необъятной страны.

Но вернемся к бизнесу. С 1 июля в России вступил в силу новый закон об электронной подписи. Такого рода подпись налоговые органы используют в электронном документообороте с налогоплательщиками давно — с 2002 года. Еще совсем недавно каждый госорган формировал свои требования к цифровому ключу. Для того, чтобы работать с пенсионным фондом, нужна была одна подпись, с налоговой — другая, чтобы участвовать в торгах — третья. Необходимо было иметь связку электронных ключей, чтобы оперативно работать с разными службами. Сегодня государство и бизнес-сообщество пришли к пониманию, что можно и удобно иметь одну подпись, которая позволит предпринимателю работать и в бизнес-среде, и с государственными службами.

Так что налоговая служба приглашает налогоплательщиков, имеющих простой сертификат, обменять его на квалифицированный. Это на самом деле важно. Использование квалифицированной электронной подписи делает государственные услуги онлайн юридически значимыми. Это значит, что ваши документы, скрепленные таким ключом, не требуют бумажного дублирования и надежно защищены от несанкционированных вами изменений. Добавлю, что на сегодняшний день весь Налоговый кодекс оцифрован, и налоговая служба готова к электронному взаимодействию с налогоплательщиками и в части сервиса, и в части контроля налогового законодательства. Таким образом, «первичка» и счета-фактуры, акты проверок, требования, уведомления о банковских гарантиях, выданных бизнесу, и многое другое — все это тоже электронный документооборот.