ENG

Налоговые Вести: если на государственной службе возник конфликт интересов

Дата публикации: 18.07.2014 09:23 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

В налоговых органах Челябинской области действует 19 комиссий, зоной контроля которых является урегулирование конфликта интересов, возникающих на государственной службе.

Учитывая разнообразие частных интересов государственных служащих, составить исчерпывающий перечень типовых ситуаций, которые должны быть рассмотрены на Комиссии, практически невозможно. Тем не менее, можно выделить ряд ключевых «областей регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным.

При работе комиссий возникают вопросы о порядке их организации и проведения, поэтому следует обратить внимание на ряд моментов:

  • число членов Комиссии территориального органа, не замещающих должности государственной службы в государственном органе, должно составлять не менее одной четверти от числа членов комиссии (п.9 Приказа ФНС России от 30.03.2011 № ММВ-7-4/235@);
  • при созыве комиссии участие независимых экспертов – обязательно;
  • не рекомендуется включать в состав комиссии государственных служащих, привлекавшихся к дисциплинарной и иной ответственности за несоблюдение требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов. Если непосредственный руководитель является членом комиссии, целесообразно, чтобы данный член комиссии не принимал участия в голосовании. В таком случае указанный член комиссии не учитывается при определении кворума;
  • на рассмотрение не должны выноситься вопросы, которые не относятся к компетенции Комиссии (например, анонимные обращения, сообщения о преступлениях и административных правонарушениях);

Проведение заседания Комиссии осуществляется лишь при достаточном количестве материалов, необходимых для рассмотрения по конкретному вопросу.

Не должен остаться без внимания и тот факт, что исправление сведений о доходах после назначения Комиссии не является основанием для отмены Комиссии.

Актуальной остается тема получения согласия Комиссии на трудоустройство граждан, замещавших ранее должности государственной службы, в течение 2 лет после увольнения с государственной службы.

Согласие комиссии на дальнейшее трудоустройство не требуется в случаях, если:

  • гражданин переходит на работу по трудовому договору в другой государственный орган;
  • гражданин участвует в деятельности органа управления коммерческой организацией в случаях, установленных федеральным законом;
  • гражданин осуществлял отдельные функции государственного управления, направленные на неопределенный круг лиц в конкретной сфере, в которой функционирует организация (подготовка правовых актов и иных управленческих решений, связанных с регулированием данной сферы деятельности), и при этом не совершал действий, которые могли создать для данной организации наряду с другими организациями в данной сфере привилегии и приоритеты).

Привести к конфликту интересов и нанести ущерб репутации государственного органа могут следующие ситуации с бывшими государственными служащими:

  1. бывший государственный служащий поступает на работу в частную организацию, регулярно взаимодействующую с государственным органом, в котором государственный служащий ранее замещал должность;
  2. бывший государственный служащий создает собственную организацию, существенной частью деятельности которой, является взаимодействие с государственным органом, в котором государственный служащий ранее замещал должность;
  3. государственный служащий продвигает определенные проекты с тем, чтобы после увольнения с государственной службы заниматься их реализацией.

Решение Комиссии обжалуется только в судебном порядке.

В целях профилактики и урегулирования конфликта интересов важно, чтобы решение по каждому отдельно взятому случаю несло индивидуальный характер и корректно сочеталось с нормами действующего законодательства.

Приложения:

1) информация о деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов за 2 квартал 2014 года;

2) перечень типичных «конфликтных» ситуаций.