ENG

Налоговые Вести: досудебный порядок в решении налогового спора обязателен

Дата публикации: 21.07.2014 07:11 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

За первые три месяца текущего года Управлением рассмотрено 209 жалоб налогоплательщиков на сумму 476 миллионов рублей.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество рассмотренных жалоб увеличилось на 30,6%. Это обусловлено, прежде всего, введением с 01.01.2014 обязательной процедуры досудебного урегулирования налоговых споров.

Ранее обязательному обжалованию в досудебном порядке подлежали только решения налоговых органов, принятые по результатам выездных и камеральных налоговых проверок (ст. 101 НК РФ). С внесением изменений в налоговое законодательство юридические и физические лица должны урегулировать спор в вышестоящем налоговом органе.

Введение обязательной процедуры досудебного урегулирования налоговых споров привело к росту количества жалоб налогоплательщиков на действия (или бездействие) должностных лиц инспекций области. По сравнению с 1 кварталом прошлого года этот показатель возрос почти в 3 раза.

На 73% увеличилось число жалоб на результаты камеральных проверок. Это связано с возникновением нового вида налоговых споров – исчисление налогоплательщиками земельного налога за текущий и предыдущие налоговые периоды на основании судебных актов, исходя из кадастровой стоимости, равной рыночной.

Количество жалоб на результаты выездных налоговых проверок сократилось на 30%.

Треть жалоб на сумму 4,3 миллиона рублей подана в отношении действий (или бездействия) должностных лиц налоговых органов, из них удовлетворено 16% жалоб на сумму 33 тысячи рублей (или 8%).

Для сравнения: в 1 квартале 2014 года процент удовлетворения всех жалоб по количеству составил 23%, по сумме - 6%. Налогоплательщиками оспариваются действия территориальных налоговых органов, связанные с государственной регистрацией, возвратами, зачетами налоговых платежей, взысканием задолженности, начислением имущественных налогов, проведением контрольных мероприятий в ходе налоговых проверок, а также бездействие должностных лиц инспекций по неисполнению судебных актов и Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Наличие удовлетворенных жалоб свидетельствует о допущении должностными лицами инспекций неправомерных действий. При этом налоговые органы обязаны и имеют возможность самостоятельно исправить такие ошибки.

Для оперативного устранения неправомерных действий (или бездействия) рекомендуем обращаться в нижестоящие налоговые органы до подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган.

Урегулировать спор можно и до вынесения вышестоящим налоговым органом (УФНС) решения по уже поданной налогоплательщиком жалобе. В данном случае, заявитель до принятия решения по жалобе может отозвать ее полностью или частично путем направления письменного заявления в налоговый орган, который рассматривает соответствующую жалобу (п.7 ст.138 НК РФ).

Следует иметь в виду, что при отзыве жалобы лицо, её подавшее, лишается права на повторное обращение по тем же основаниям.