ENG

Как южноуральцам получить амнистию капиталов?

74 Челябинская область

Дата публикации: 07.06.2016

Издание: Газета «Вечерний Челябинск»
Тема: Деофшоризация и декларирование зарубежных активов
Источник:  http://vecherka.su/articles/news/120351/?sphrase_id=6191

Летом прошлого года, 8 июня, вступил в силу Федеральный закон № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В СМИ этот документ анонсировали как закон об «амнистии капиталов» физических лиц. С 1 июля 2015 года по 30 июня 2016 года налогоплательщики могут сообщить о своих активах и счетах, заполнив и подав специальную декларацию в налоговый орган по месту жительства или в ФНС России. О том, зачем нужно предоставить информацию о своих зарубежных счетах, рассказал начальник отдела работы с налогоплательщиками УФНС России по Челябинской области Павел Логинов.
- Почему важно задекларировать свои зарубежные счета и активы именно сейчас?
- В последние несколько лет вопросы деофшоризации и повышения налоговой прозрачности занимают ключевое место в налоговой повестке стран - членов «Группы двадцати», Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Евросоюза. Международным сообществом проводится серьезная системная работа по совершенствованию и пересмотру международных и национальных налоговых правил. Она направлена на устранение возможностей для сокрытия активов и финансовых счетов в так называемых офшорах. Существенным изменениям подвергается в том числе законодательство в области валютного контроля, противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма, контролируемых иностранных компаний, а также правила раскрытия бенефициарных собственников (лицо или несколько лиц, которые прямо или косвенно владеют юридическим лицом или оказывают существенное влияние на принятие им решений. — Авт.).
- А существует ли некая банковская тайна для налоговых органов всего мира?
- Банковская тайна практически перестала существовать для налоговых органов всего мира, включая и Налоговую службу России, поскольку 1 июля 2015 года Российская Федерация присоединилась к Совместной конвенции ОЭСР и Совета Европы о взаимной административной помощи по налоговым делам. Вместе со странами - членами «Группы двадцати» и ОЭСР Налоговая служба России участвует в работе по внедрению современных электронных способов информационного обмена сведениями о финансовых счетах и зарубежных активах между налоговыми органами различных стран и юрисдикций. Уже сегодня мы можем направлять налоговые запросы в более чем 90 стран и юрисдикций, включая так называемые офшоры. В 2017 году будет введена в эксплуатацию общая для всех стран система для взаимного обмена сведениями об иностранных счетах, имуществе и активах иностранных налоговых резидентов в налоговые органы стран, резидентами которых они являются. ФНС России подключится к этой системе в 2018 году и начнет получать указанные сведения из офшоров в электронном систематизированном виде.
- Как будут использоваться эти сведения?
- Сведения будут использоваться для осуществления мер налогового контроля в отношении лиц, которые владеют зарубежными активами и финансовыми счетами. Владение создает определенные риски для граждан, до сих пор полагающихся на существовавшую в прошлом непрозрачность офшорных юрисдикций.
- Каков порядок представления специальной декларации?
- С 1 июля 2015 года по 30 июня 2016 года налогоплательщики могут сообщить о своих активах и счетах, заполнив и подав специальную декларацию в налоговый орган по месту жительства или в ФНС России. Специальная декларация представляется по установленной законом форме только на бумажном носителе лично физическим лицом или его уполномоченным представителем. Специальную декларацию по закону нельзя направить в электронном виде через Интернет или почтой.
- Воспользоваться этой возможностью могут только российские налогоплательщики?
- До 30 июня текущего года представить специальную декларацию могут как российские, так и иностранные граждане. Важно помнить, что исполнение обязательств, предусмотренных налоговым и валютным законодательством, часто связано с вопросами резидентства, которое не всегда совпадает с гражданством.
- Что вы подразумеваете под резидентством?
- Это принадлежность физического лица к налоговой системе того или иного государства. То есть человек может не обладать видом на жительство или гражданством страны, но при этом не быть налоговым резидентом, или наоборот: будучи налоговым резидентом, можно и не иметь разрешение на проживание.
- Может ли ФНС использовать сведения, представленные в специальной декларации, для налоговых проверок или передавать их третьим лицам без согласия лица, представившего специальную декларацию?
- Информация, содержащаяся в специальной декларации, так же, как и сам факт подачи уточненной декларации, не может быть основанием для проведения камеральной или выездной проверки. Кроме того, сведения являются налоговой тайной и не могут быть использованы в качестве доказательства. А разглашение информации, указанной в специальной декларации, запрещено законом (ст. 183 УК РФ).
- Нужно ли декларанту совершать какие-то дополнительные действия после представления в установленном порядке специальной декларации?
- Да, нужно, если в декларации содержатся сведения об открытых декларантом по состоянию на 1 января 2015 года счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, о которых декларант не уведомил налоговые органы по месту своего учета в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» на дату представления декларации. В этом случае декларанту следует уведомить налоговый орган, в который он представляет специальную декларацию, в установленной форме об открытии и изменении реквизитов соответствующего счета (вклада), а налоговый орган проставит на указанном уведомлении отметку о его принятии.
- Что еще нужно знать о добровольном декларировании?
- Форма специальной декларации и порядок ее заполнения и представления размещены на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделах «Деофшоризация и декларирование зарубежных активов» и «Прием специальных деклараций (декларирование активов и счетов)». Также ФНС России подготовила информационную брошюру, в которой в доступной форме изложены особенности уплаты налогов в Российской Федерации при ведении бизнеса за границей или при наличии зарубежных активов, объясняется, как избежать двойного налогообложения, какая информация подлежит раскрытию, а также многие другие вопросы декларирования зарубежных активов и счетов.
Лица, подающие налоговую декларацию, получают следующие преимущества:
1.​ Операции по передаче имущества его номинальным владельцем фактическому владельцу имущества освобождаются от налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
2.​ Специальные декларации или информация о которых содержится в специальной декларации, освобождаются от взыскания налога в случае неуплаты или неполной уплаты налога, при условии если обязанность по уплате такого налога возникла у декларанта и (или) иного лица в результате совершения до 1 января 2015 года операций, связанных с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями (КИК), информация о которых содержится в специальной декларации, либо с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.
3.​ Освобождение от следующих составов уголовных преступлений, совершенных до 1 января 2015 года, если эти деяния связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями (КИК), информация о которых содержится в специальной декларации, и (или) с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации (данный список является исчерпывающим):

  • статья 193 УК РФ «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации»;
  • ​ статья 194 УК РФ (часть 1 и 2) «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица» (в особо крупном размере, по предварительному сговору группой лиц);
  • ​ статья 198 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица»;
  • ​ статья 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации»;
  • ​ статья 199.1 УК РФ «Неисполнение обязанностей налогового агента»;
  • ​ статья 199.2 УК РФ «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счёт которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов».

4. Освобождение от административной ответственности в случае выявления факта нарушения законодательства Российской Федерации при приобретении (формировании источников приобретения), использовании либо распоряжении имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в декларации, а также при совершении валютных операций и (или) зачислении денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в декларации, по основаниям, предусмотренным статьей 14.1 КоАП «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)».
5. Освобождение от ответственности за налоговые правонарушения, если эти правонарушения связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в декларации, и (или) с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в декларации.