ENG

Справка о работе с обращениями граждан и запросами пользователей информации в УФНС России по Челябинской области во 2 квартале 2023 года

Дата публикации: 04.09.2023 15:51

В УФНС России по Челябинской области (далее – Управление) во II квартале 2023 года на рассмотрении находилось 947 обращений граждан и организаций, в том числе 570 обращений физических лиц (60.2% от общего числа обращений, поступивших в Управление в отчетном периоде) и 377 обращений юридических лиц (39.8 % от общего числа). Обращения поступили по различным каналам связи, а именно: через электронный сервис «Обратиться в ФНС России» и с личного кабинета налогоплательщика – 385 обращений (40.7% от общего числа), по каналу системы электронного документооборота – 154 обращения (16.3% от общего числа), с сайта GOSUSLUGI.RU – 5 обращений (0.5% от общего числа), на бумажном носителе – 403 обращения (42.6% от общего числа). По сравнению с аналогичным периодом 2022 года общее количество поступивших обращений увеличилось на 37.4% (во II квартале 2022 года поступило 593 обращения).

Основную часть писем граждан в Управлении во II квартале 2023 года составляли обращения затрагивающие тему контроля и нарушения налогового законодательства физическими и юридическими лицами – 247 обращений или 26.1% от общего числа. Граждане в своих обращениях информировали о различных нарушениях, допущенных организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

Из них по вопросам регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями – 51 обращение или 5.7% от общего числа. Зачастую налогоплательщики в своих обращениях сообщали о нарушении порядка применения контрольно-кассовой техники индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, только часть из них обращались за разъяснениями порядка применения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации".

Также поступило 21 обращение по вопросу надзора в области организации и проведения азартных игр и лотерей, заявители информировали размещении в сети Интернет информации о проведении азартных игр.

Немалую часть обращений составляли вопросы, государственной регистрации и учета налогоплательщиков – 112 обращений или 11.8% от общего числа. В ряде писем возникали вопросы, связанные с предоставлением сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, а также с оформлением документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств – 61 обращение (6.4%от общего числа), продолжали обращаться по вопросам уточнения собственных данных в федеральном информационном ресурсе, а также требовали аннулировать присвоенный идентификационный номер налогоплательщика – 51 обращение (5.4%).

По вопросам обжалования решений налоговых органов и должностных
лиц – 110 обращений или 11.6% от общего числа. Большую часть обращений составляли жалобы на действия (бездействия) должностных лиц налоговых органов, а также обжалование вынесенных решений и иных актов налоговых органов ненормативного характера. Поступали жалобы на решения об отказе в государственной регистрации юридических лиц.

Интересовали заявителей вопросы осуществления возврата или зачета
излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов, и вопросы предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, пени, штрафа – 100 обращений или 10.5% от общего числа. Налогоплательщики сообщали о нарушении сроков возврата излишне уплаченной суммы налога и просили подтвердить обоснованность отказов в зачете (возврате) сумм налога, а также просили о предоставлении отсрочки по уплате налогов.

Как и в предыдущих периодах, продолжали поступать письма граждан и организаций, содержащие вопросы налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов – 92 обращения или 9.7% от общего числа. Налогоплательщиков интересовали вопросы, связанные с предоставлением налоговых вычетов, порядком начисления и уплаты НДФЛ при реализации имущества, а также порядком декларирования полученного дохода от различного рода деятельности на территории Российской Федерации. Обращались за разъяснениями порядка уплаты страховых взносов.

Остаются значимыми в обращениях заявителей вопросы основания возникновения задолженности по налогам и сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов – 55 обращений или 5.8% от общего числа. Авторы обращений высказывали несогласие с образованием у них задолженности по налогам, а также взысканием недоимки по страховым взносам, образовавшимся за расчетные (отчетные) периоды, а также задолженности по соответствующим пени и штрафам.

По вопросам администрирования имущественных налогов поступило 47 обращений или 5% от общего числа. По вопросам исчисления и уплаты налога на
имущество и транспорт – 21 обращение (2.2% от общего числа). Граждане просили пересчитать сумму налога к уплате отраженную в полученном сводном налоговом уведомлении, в связи с прекращением права собственности на объект налогообложения; обращались по вопросу актуализации сведений об объектах и предоставления налоговых льгот – 26 обращений (2.7% от общего числа).

Кроме того, отдельные обращения, поступившие в Управление в отчетном периоде, содержали вопросы несостоятельности (банкротства) юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей – 41 обращение (4.3% от общего числа) и налогообложения малого бизнеса и специальных налоговых
режимов – 25 обращений (2.6% от общего числа).

Кроме того, поступали обращения от граждан, проживающих на территории Республика Казахстан, Краснодарского края; Калининградской, Свердловской областях, г. Москвы и других регионов.

В отчетном периоде в структурных подразделениях Управления на контроле находилось 1155 обращений (с учетом обращений поступивших в более ранний период). Все обращения граждан, поставленные на контроль, исполнены в установленные законодательством Российской Федерации срок.

В территориальные налоговые органы Челябинской области во II квартале 2023 года поступило 20966 обращений граждан и организаций. По сравнению с аналогичным периодом 2022 года количество обращений увеличилось на 19.8% (во 2 квартале 2022 года поступило 16814 обращений).

Межрайонными ИФНС России №№ 21 и 22 по Челябинской области допущены два случая нарушения срока по рассмотрению обращений.

Все остальные обращения, подлежащие исполнению территориальными налоговыми органами Челябинской области в указанный период, включая поставленные на контроль в более ранние периоды, исполнены без нарушения установленного законодательством срока.

Анализ тематики обращений граждан и организаций в разрезе территориальных налоговых органов Челябинской области во II квартале 2023 года показал, что значимой темой в обращениях заявителей являются вопросы: налогообложения доходов физических лиц – 4566 обращений или 21.8% от общего числа; осуществления возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов – 2602 обращения или 12.4% от общего числа, организации работы с налогоплательщиками – 2348 обращений или 11.2% от общего числа; возникновения задолженности по налогам, сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов – 1953 обращения или 9.3% от общего числа; оказания услуг в электронном виде, пользование информационными ресурсами – 1065 обращений или 5.1% от общего числа.

УФНС России по Челябинской области на постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на улучшение качества работы с обращениями граждан.

Информация об исполнительской дисциплине по рассмотрению обращений граждан в УФНС России по Челябинской области, а также в территориальных налоговых органах, ежемесячно докладывается руководителю УФНС России по Челябинской области.

Структурными подразделениями проводится анализ оценок пользователями «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц» ответов на обращения.