Справка о работе с обращениями граждан и запросами пользователей информации в УФНС России по Челябинской области в сентябре 2023 года

Дата публикации: 12.10.2023 10:05

В УФНС России по Челябинской области (далее – Управление) в сентябре 2023 года, на рассмотрении находилось 288 обращений, в том числе 218 обращений физических лиц (75.7% от общего числа обращений, поступивших в Управление в отчетном периоде) и 70 обращений юридических лиц (24.3% от общего числа). Обращения поступили по различным каналам связи, а именно: через электронный сервис «Обратиться в ФНС России» и с личного кабинета налогоплательщика – 122 обращения (42.4% от общего числа), с сайта GOSUSLUGI.RU – 5 обращений (1.7% от общего числа), по каналу системы электронного документооборота – 67 обращений (23.3% от общего числа), в том числе из ЦА ФНС России – 51 обращение; на бумажном носителе – 94 обращения (32.6% от общего числа).

По сравнению с аналогичным периодом 2022 года общее количество поступивших обращений от физических лиц увеличилось на 30% (в сентябре 2022 года поступило 202 обращения).

Существенный удельный вес среди писем, поступивших в Управление в сентябре 2023 года, составляли вопросы, затрагивающие тему нарушения налогового законодательства физическими и юридическими лицами – 43 обращения или 14.9% от общего числа. Граждане в своих обращениях информировали о различных нарушениях, допущенных организациями и индивидуальными предпринимателями в финансово-хозяйственной деятельности, а также о получении доходов физическими лицами без соответствующей регистрации в установленном законом порядке. Оставались актуальными для граждан вопросы уклонения от уплаты налогов, сокрытия получаемых доходов физическими лицами и индивидуальными предпринимателями при оказании различного рода услуг. Неуплаты НДФЛ и страховых взносов по трудовым договорам, выплаты неофициальной заработной платы организациями или работодателями, 29 обращений (10.1% от общего числа).

По вопросу надзора в области организации и проведения азартных игр и лотерей поступило 9 обращений, Заявители информировали о фактах  размещении в сети Интернет информации о проведении азартных игр.

О нарушениях порядка применения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями поступило 5 обращений.

Одновременно с этим, значительное количество писем в Управлении составили обращения, содержащие вопросы обжалования решений налоговых органов и должностных лиц – 43 обращения или 14.9% от общего числа. Большую часть обращений составляли жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, а также обжалование вынесенных решений и иных актов налоговых органов ненормативного характера.

Остаются значимыми в обращениях заявителей вопросы возникновения задолженности по налогам, сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов – 39 обращений или 13.5% от общего числа. Налогоплательщики обращали внимание на следующие вопросы: предъявление необоснованных сумм задолженности по уплате налогов и страховых взносов; отсутствие информации по ранее уплаченным налогам в бюджетную систему; списание в бесспорном порядке денежных средств со счетов
налогоплательщиков по уплате сумм налогов по объектам, не принадлежащим на
праве собственности.

В сентябре 2023 года поступали письма граждан и организаций, содержащие вопросы государственной регистрации и учета налогоплательщиков – 35 обращений или 12.2%. В ряде писем возникали вопросы, связанные с отсутствием сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, а также с оформлением документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Обращались с вопросами уточнения сведений по идентификационному номеру налогоплательщика, в различных информационных ресурсах.

По вопросам налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов – 24 обращения или 8.3% от общего числа. Налогоплательщиков интересовали вопросы, связанные с порядком предоставления имущественного налогового вычета НДФЛ по расходам на приобретение жилого дома и земельного участка. Кроме того, граждане просили разъяснить порядок начисления и уплаты НДФЛ при продаже имущества, а также декларирования полученного дохода от различного рода деятельности на территории Российской Федерации.

Отдельные обращения, поступившие в Управление, касались темы администрирования страховых взносов.

Немалую часть составляли обращения по вопросам администрирования имущественных налогов – 22 обращения или 7.6 % от общего числа. В текущем периоде налогоплательщики обращались по вопросам разъяснения исчисления и уплаты налога на имущество, земельного и транспортного налогов 11 обращений (3.8% от общего числа), направляли сведения для предоставления им льгот по уплате налога, 5 обращений (1.7 % от общего числа). Обращались с заявлениями о получении налоговых уведомлений на уплату имущественных налогов и просили актуализировать сведения об объектах налогообложения в едином налоговом уведомлении на уплату имущественных налогов, 6 обращений (2.1 % от общего числа).

В отчетном периоде по вопросу возврата госпошлины поступило 20 обращений (7% от общего числа),

По вопросам налогообложения малого бизнеса, специальных налоговых режимов поступило 11 обращений или 3.8% от общего числа. В своих обращениях заявители интересовались вопросами ведения бухгалтерского учета, применения патентной системы налогообложения ИП, применения упрощённой системы налогообложения.

Отдельные обращения, поступившие в Управление в отчетном периоде, отражали вопросы осуществления возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов и предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, пени, штрафа – 8 обращений или 2.8% от общего числа, несостоятельности (банкротство) и финансовое оздоровление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц. Деятельность арбитражных управляющих – 7 обращений или 2.4% от общего числа.

В разрезе субъектов Российской Федерации, поступали обращения от граждан и организаций, проживающих на территории города Москвы и Санкт-Петербурга, республик Башкортостан и Удмуртия, Свердловской и Ульяновской областях.

Из поступивших в отчетном периоде обращений граждан на контроль было поставлено 283 обращения (98.3% от общего числа), пять обращений при предварительном рассмотрении были квалифицированы как информационные письма, не требующие ответа.

Кроме того, на рассмотрении находилось еще 194 обращения граждан и организаций, поступивших в более ранние сроки. Таким образом, всего на контроле находилось 477 обращений.

Обращения, подлежащие исполнению структурными подразделениями Управления в период с 01.09.2023 по 30.09.2023, включая поставленные на контроль в более ранние периоды, исполнены без нарушения установленного законодательством срок.

В территориальные налоговые органы Челябинской области
(далее – ТНО) в сентябре 2023 года поступило 6553 обращения, в том числе 4732 обращения, направленные через интернет – сервис «Личный кабинет налогоплательщика». По сравнению с аналогичным периодом 2022 года общее количество поступивших обращений увеличилось на 31% (в сентябре 2022 года поступило 4522 обращения), обращений направленных через интернет – сервис «Личный кабинет налогоплательщика» увеличилось на 35.3% (в сентябре 2022 года поступило 3062 обращения).

В отчетном периоде текущего года Межрайонными ИФНС России № 3, 17 и 19 по Челябинской области, а также ИФНС России по Центральному району
г. Челябинска допущены случаи нарушения сроков по перенаправлению обращений граждан на исполнение в другие налоговые органы, всего 5 обращений (0.08% от общего числа). Нарушения были допущены по обращениям, поступившим в налоговый орган через систему обработки обращений налогоплательщиков (СООН).

Все остальные обращения, подлежащие исполнению территориальными налоговыми органами Челябинской области в период с 01.09.2023 по 30.09.2023, включая поставленные на контроль в более ранние периоды, исполнены без нарушения установленного законодательством срока.

УФНС России по Челябинской области на постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на улучшение качества работы с обращениями граждан.

Информация об исполнительской дисциплине по рассмотрению обращений граждан в УФНС России по Челябинской области, а также в территориальных налоговых органах, ежемесячно докладывается руководителю УФНС России по Челябинской области.

Структурными подразделениями проводится анализ оценок пользователями «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц» ответов на обращения.