ENG

Справка о работе с обращениями граждан и запросами пользователей информации в УФНС России по Челябинской области в 3 квартале 2023 года

Дата публикации: 19.12.2023 06:50

В УФНС России по Челябинской области (далее – Управление) в III квартале 2023 года на рассмотрении находилось 1027 обращений граждан, поступивших по различным каналам связи, а именно: через электронный сервис «Обратиться в ФНС России» и с личного кабинета налогоплательщика – 464 обращения (45.2% от общего числа), по каналу системы электронного документооборота – 213 обращений (20.7% от общего числа), с сайта GOSUSLUGI.RU – 10 обращений (1% от общего числа), на бумажном
носителе – 340 обращений (33.1% от общего числа).

По сравнению с аналогичным периодом 2022 года общее количество поступивших обращений увеличилось на 44.9% (во III квартале 2022 года поступило 566 обращений).

Основную часть писем граждан и организаций в Управлении в III квартале 2023 года составляли обращения затрагивающие тему контроля и нарушения налогового законодательства физическими и юридическими лицами – 210 обращений или 20.4% от общего числа. Граждане в своих обращениях информировали о различных нарушениях, допущенных организациями и индивидуальными предпринимателями при ведении финансово-хозяйственной деятельности, а также о получении доходов физическими лицами без
соответствующей регистрации в установленном законом порядке.

По вопросам регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями – 70 обращений или 6.8% от общего числа. Зачастую налогоплательщики в своих обращениях сообщали о нарушении порядка применения контрольно-кассовой техники индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, только часть из них обращались за разъяснениями порядка применения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации".

Также поступило 17 обращений (1.7% от общего числа) по вопросу надзора в области организации и проведения азартных игр и лотерей.

Значительное количество обращений содержало вопросы основания возникновения задолженности по налогам и сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, доступа к персонифицированной информации о состоянии расчета с бюджетом – 150 обращений или 14.6% от общего числа. Граждане высказывали несогласие с образованием у них задолженности по имущественным налогам, а также взысканием недоимки по страховым взносам, образовавшимся за расчетные (отчетные) периоды, а также задолженности по соответствующим пени и штрафам.

Среди писем, поступивших от заявителей, значимая часть писем составляли вопросы обжалования решений налоговых органов и должностных лиц – 126 жалоб или 12.3% от общего числа. Большую часть составляли жалобы на действия (бездействия) должностных лиц налоговых органов, а также обжалование вынесенных решений и иных актов налоговых органов ненормативного характера. Поступали жалобы на решения об отказе в государственной регистрации юридических лиц.

Немалую часть обращений составляли вопросы, налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов – 113 обращений или 11% от общего числа. Авторов обращений интересовали вопросы: наличие права на получение имущественного, стандартного и инвестиционного налогового вычета; порядка предоставления имущественного налогового вычета НДФЛ по расходам на приобретенное имущество. Кроме того, граждане просили разъяснить порядок начисления и уплаты НДФЛ при продаже имущества, а также декларирования полученного дохода от различного рода деятельности на территории Российской Федерации.

Отдельные обращения, поступившие в Управление, касались темы администрирования страховых взносов.

По вопросам государственной регистрации и учета налогоплательщиков – 101 обращение или 9.8%. Заявители продолжали обращаться с требованием прекратить неправомерные, по мнению авторов, действия при обработке их персональных данных и аннулировать присвоенный идентификационный номер налогоплательщика, а также просили внести соответствующие изменения в ЕГРН – 52 обращения (5.1% от общего числа). В ряде писем возникали вопросы, связанные с отсутствием сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, а также с оформлением документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских)
хозяйств – 49 обращений (4.8%от общего числа).

По вопросам администрирования имущественных налогов поступило 59 обращений или 5.7% от общего числа. Обратившиеся просили пересчитать сумму налога к уплате отраженную в полученном сводном налоговом уведомлении, в связи с прекращением права собственности на объект налогообложения; обращались по вопросу актуализации сведений об объектах, а тек же предоставления им налоговых льгот.

Интересовали вопросы осуществления возврата или зачета
излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов, и вопросы предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, пени, штрафа – 60 обращений или 5.8 % от общего числа. Налогоплательщики сообщали о нарушении сроков возврата излишне уплаченной суммы налога и просили подтвердить обоснованность отказов в зачете (возврате) сумм налога, а также просили о предоставлении отсрочки по уплате налогов.

Актуальны вопросы налогообложения малого бизнеса, специальных налоговых режимов, поступило 46 обращения или 4.5% от общего числа. В своих обращениях заявители интересовались вопросами применения налога на профессиональный доход, порядком определения дохода для исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения.

Кроме того, отдельные обращения, поступившие Управление в отчетном периоде, содержали вопросы, несостоятельности (банкротства) юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей – 27 обращений (2.6% от общего числа). Также от граждан поступали обращения по вопросам предоставления налоговой отчетности – 12 обращений (1.2% от общего числа).

В разрезе регионов поступали обращения от граждан и организаций, проживающих на территории Ставропольского края; г. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; Воронежской, Калининградской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Ростовской, Самарской Свердловской и Томской, Тюменской, Ульяновской областях, а так же Республик Башкортостан, Кабардино-Балкарская, Удмуртская и Крым.

В отчетном периоде в структурных подразделениях Управления на контроле находилось 1239 обращений (с учетом обращений поступивших в более ранний период). Все обращения, поставленные на контроль, исполнены в установленные законодательством Российской Федерации срок.

В территориальные налоговые органы Челябинской области в III квартале 2023 года поступило 16613 обращений граждан и организаций. По сравнению с аналогичным периодом 2022 года количество обращений увеличилось на 22.8%
(в III квартале 2022 года поступило 12819 обращений).

Все обращения, подлежащие исполнению территориальными налоговыми органами Челябинской области в указанный период, включая поставленные на контроль в более ранние периоды, исполнены без нарушения установленного законодательством срока.

Анализ тематики обращений граждан и организаций в разрезе территориальных налоговых органов Челябинской области в III квартале 2023 года показал, что значимой темой в обращениях заявителей являются вопросы: возникновения задолженности по налогам, сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов – 2747 обращений или 16.8% от общего числа; налогообложения доходов физических лиц – 2551 обращение или 15.4% от общего числа; администрирования имущественных налогов – 1399 обращений или 8.4% от общего числа; оказания услуг в электронной форме – 924 обращения или 5.6% от общего числа.

УФНС России по Челябинской области на постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на улучшение качества работы с обращениями граждан.

Информация об исполнительской дисциплине по рассмотрению обращений граждан в УФНС России по Челябинской области, а также в территориальных налоговых органах, ежемесячно докладывается руководителю УФНС России по Челябинской области.

Структурными подразделениями проводится анализ оценок пользователями «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц» ответов на обращения.