ENG

Справка о работе с обращениями граждан и запросами пользователей информации в УФНС России по Челябинской области в 2023 году

Дата публикации: 25.01.2024 12:23

В УФНС России по Челябинской области (далее – Управление) в 2023 году на рассмотрении находилось 5313 обращений, в том числе 4084 обращения физических лиц (76.9% от общего числа обращений, поступивших в Управление в отчетном периоде) и 1229 обращений юридических лиц (23.1% от общего числа). Обращения поступили по различным каналам связи, а именно: через электронный сервис «Обратиться в ФНС России» и с личного кабинета
налогоплательщика – 2591 обращение (48.8% от общего числа), через Платформу обратной связи – 1 обращение (0.02% от общего числа), с сайта GOSUSLUGI.RU – 24 обращения (0.5% от общего числа), по каналу системы электронного документооборота – 1075 обращений (20.2% от общего числа), на бумажном носителе – 1622 обращения (30.5% от общего числа).

По сравнению с аналогичным периодом 2022 года общее количество поступивших обращений от физических лиц увеличилось на 59.5% (в 2022 году поступило 2335 обращений).

Из общего массива поступивших писем от граждан и организаций в 2023 году существенный удельный вес составляли вопросы, затрагивающие тему нарушения налогового законодательства физическими и юридическими лицами – 1033 обращения или 19.4% от общего числа. Большую часть обращений отражали вопросы контроля исполнения налогового законодательства физическими и юридическими лицами, контроля и надзора в налоговой
сфере – 532 обращения (10% от общего числа обращений). Обращения были связаны с вопросами сокрытия организациями доходов и завышение расходов для уменьшения уплаты налогов в бюджет Российской Федерации. Информирование о различных нарушениях, допущенных организациями и индивидуальными предпринимателями при ведении финансово-хозяйственной деятельности (ведение незаконной (незарегистрированной) предпринимательской деятельности, занижение налогооблагаемой продукции, нарушения при реализации табачной продукцией и т.д.); обращались с просьбой проведения мероприятий налогового контроля.

По вопросам, касающимся применения контрольно-кассовой техники – 208 обращений (3.9% от общего числа). Заявители в большинстве своих обращениях указывали на нарушения порядка применения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при оказании различного рода услуг и ведении деятельности.

По вопросу уклонения от налогообложения – 159 обращений (2.9% от общего числа обращений). Обращения были связаны с вопросами не отчисления НДФЛ и обязательных взносов по трудовым договорам организаций и договорам гражданско-правового характера физическими лицами; неуплатой НДФЛ от сдачи внаем помещений (иного имущества), а так же с получаемой прибыли при ведении деятельности или оказания услуг без регистрации.

Поступали обращения, касающиеся надзора в области организации и проведения азартных игр и лотерей – 129 обращений (2.4% от общего числа), которые включали в себя вопросы: о законности проведения в сети Интернет различного рода игр и лотерей, а так же обращались с просьбами о блокировке доступов к сайтам, распространяющего услуги онлайн-казино.

Поступило три обращения нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Значительное количество писем в Управлении составили обращения, содержащие вопросы возникновения задолженности по налогам, сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, доступа к персонифицированной информации о состоянии расчета с
бюджетом – 844 обращения или 15.9% от общего числа. Налогоплательщики обращали внимание на следующие вопросы: предъявление необоснованных сумм задолженности по уплате налогов и страховых взносов; отсутствие информации по ранее уплаченным налогам в бюджетную систему; списание в бесспорном порядке денежных средств со счетов налогоплательщиков по уплате сумм налогов по объектам, не принадлежащим на праве собственности.

Актуальны для заявителей вопросы обжалования решений государственных органов и должностных лиц‚ споров с физическими и юридическими лицами по обжалованию актов ненормативного характера и действий (бездействия) должностных лиц – 605 обращений или 11.4% от общего числа. Поступали жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, а также обжалование вынесенных решений и иных актов налоговых органов ненормативного характера, часть из них составляли жалобы на решения об отказе в государственной регистрации юридических лиц.

Одновременно с этим, значительное количество писем содержали вопросы, администрирования имущественных налогов – 584 обращения или 11% от общего числа. Большая часть писем данной категории, касалась вопросов начисления имущественных налогов (земля, транспорт, недвижимое имущество) – 345 обращений (6.5% от общего числа), просили пересчитать сумму налога к уплате в связи с прекращением права собственности на объект налогообложения, направляли сведения для предоставления им льгот по уплате налога – 150 обращений (2.8% от общего числа), высказывали несогласие с выставленной к уплате суммой налога и о неполучении налоговых уведомлений на уплату имущественных налогов – 89 обращений (1.7% от общего числа).

Немалую часть составили обращения по вопросу налогообложения доходов физических лици администрирования страховых взносов – 464 обращения или 8.7% от общего числа. Авторов обращений интересовали вопросы: наличие права на получение имущественного, стандартного и инвестиционного налогового вычета; порядка предоставления имущественного налогового вычета НДФЛ по расходам на приобретенное имущество. Кроме того, заявители просили разъяснить порядок начисления и уплаты НДФЛ при продаже имущества, а также декларирования полученного дохода от различного рода деятельности на территории Российской Федерации.

Отдельные обращения касались темы администрирования страховых взносов. Заявители просили дать разъяснения по вопросам, связанным с начислением и уплатой страховых взносов.

По вопросам государственной регистрации и учета налогоплательщиков в 2023 году поступило 461 обращение или 8.6% от общего числа. Заявители обращались с вопросами оформления документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также при прекращении деятельности; отсутствия сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Часть, из которых отражали требования о прекращении неправомерных, по мнению авторов, действия при обработке их персональных данных и аннулировать присвоенный идентификационный номер налогоплательщика.

По вопросам осуществления возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов, и вопросы предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, пени,
штрафа – 369 обращений (6.9% от общего числа). Налогоплательщики сообщали о нарушении сроков возврата излишне уплаченной суммы налога и просили подтвердить обоснованность отказов в зачете (возврате) сумм налога, а также просили о предоставлении отсрочки по уплате налогов.

Заявителей также интересовали вопросы налогообложения малого бизнеса, специальных налоговых режимов – 176 обращений или 3.3% от общего числа. В своих обращениях заявители задавали ряд вопросов: о порядке применения налога на профессиональный доход; порядке определения дохода для исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения; возможности применения «налоговых каникул» зарегистрированным индивидуальным предпринимателям, по применению специальных налоговых режимов в процессе ведения своей деятельности.

Кроме того, отдельные обращения содержали вопросы несостоятельности (банкротства) юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей – 130 обращений или 2.4% от общего числа и вопросы возврата государственной пошлины – 109 обращений или 2% от общего числа.

В разрезе субъектов Российской Федерации в Управление чаще всего поступали обращения от граждан, проживающих на территории г. Москвы и Санкт-Петербурга, Калининградской, Новосибирской, Московской, и Свердловской областях, а также, Республики Башкортостан и Краснодарского края.

В приемные Управления в 2023 году обратилось 13 граждан. Всем обратившимся гражданам уполномоченными должностными лицами Управления были устно даны подробные разъяснения, а в необходимых случаях были приняты заявления для рассмотрения и подготовки письменного ответа.

Все обращения, поставленные на контроль и направленные на исполнение в 2023 году, рассмотрены и исполнены в установленный законодательством Российской Федерации срок.

В территориальные налоговые органы в 2023 году поступило 70136 обращений, в том числе 50185 обращений, направленных через
интернет – сервис «Личный кабинет налогоплательщика». По сравнению с 2023 годом общее количество поступивших обращений увеличилось на 12.7% (в 2022 году поступило 61222 обращения), обращений направленных через интернет – сервис «Личный кабинет налогоплательщика» увеличилось на 27.6% (в 2022 году поступило 36318 обращений).

За истекший 2023 год, территориальными налоговыми органами допущены четыре случая рассмотрения обращений с нарушением срока исполнения, что составляет 0,005% от общего количества поступивших обращений в территориальные налоговые органы.

Остальные обращения граждан и организаций, поступившие в территориальные налоговые органы Челябинской области, поставленные на контроль рассмотрены и исполнены в установленный законодательством Российской Федерации срок, что составляет 99,9% от общего числа обращений граждан и организаций.

В территориальные налоговые органы Челябинской области в 2023 году обратилось 146 заявителей. Всем обратившимся уполномоченными должностными лицами налоговых органов были устно даны подробные разъяснения, а в необходимых случаях были приняты заявления для рассмотрения и подготовки письменного ответа.

УФНС России по Челябинской области на постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на улучшение качества работы с обращениями граждан.

Информация об исполнительской дисциплине по рассмотрению обращений граждан в УФНС России по Челябинской области, а также в территориальных налоговых органах, ежемесячно докладывается руководителю УФНС России по Челябинской области.

Структурными подразделениями проводится анализ оценок пользователями «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц» ответов на обращения.