РУС ENG

СА-4-9/16440@

Дата публикации: 30.08.2019

Дата решения: 20.08.2019

Номер решения: СА-4-9/16440@

Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

Статьи Налогового кодекса: Статья 154

Вид налога: НДС

Тема налогового спора: Правомерность применения Банком пункта 3 статьи 154 НК РФ при реализации недвижимого имущества, приобретенного у физического лица 

Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Поскольку операция по реализации Банку части здания не является объектом налогообложения по НДС в силу правового статуса продавца (физического лицо), который согласно пункту 1 статьи 143 НК РФ не является налогоплательщиком НДС, то, соответственно, Банком приобретены объекты недвижимого имущества без уплаты НДС, что, в свою очередь, является обязательным условием для применения порядка, закрепленного в пункте 3 статьи 154 НК РФ. Таким образом, операция по реализации Банком части здания в пользу другого физического лица подлежит налогообложению в общем порядке, установленном пунктом 1 статьи 154 НК РФ.

 

Позиция налогоплательщика: В случае реализации имущества налоговая база должна определяться либо в порядке пункта 1 статьи 154 НК РФ, то есть на основании стоимости реализуемого имущества, исходя из рыночных цен, либо в соответствии с пунктом 3 статьи 154 НК РФ в виде разницы между ценой реализуемого имущества и его стоимостью. Банк считает, что поскольку им не был отнесен НДС, уплаченный при приобретении спорного имущества, единовременно к затратам, учитываемым при налогообложении прибыли, а был учтен по стоимости с учетом уплаченного налога, применение пункта 3 статьи 154 НК РФ в рассматриваемой ситуации правомерно.

 

Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе:

Пунктом 1 статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) установлено, что налогоплательщиками НДС признаются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 146 Кодекса в целях главы 21 Кодекса не признаются объектом налогообложения операции по реализации земельных участков (долей в них).

В соответствии с пунктом 1 статьи 154 Кодекса налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено статьей 154 Кодекса, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

 

Пунктом 3 статьи 154 Кодекса установлено, что при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений статьи 105.3 Кодекса, с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

В силу пункта 3 статьи 164 Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 18 процентов в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 статьи 164 Кодекса.

Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Заявителя, установила следующее.

Из Решения следует, что 28.08.2013 между Банком (Покупатель) и физическим лицом (Продавец) был заключен договор купли-продажи, согласно которому Продавец продает и передает, а Покупатель покупает и принимает в собственность земельный участок и часть здания.

В силу пунктов 2.1 и 2.2 указанного договора купли-продажи цена земельного участка составила 8 000 000 рублей, части здания – 7 800 000 рублей.

Между Банком (Продавец) и иным физическим лицом (Покупатель) 04.09.2014 заключен договор купли-продажи, предметом которого выступали объекты недвижимого имущества, приобретенные Банком 28.08.2013.

Пунктами 2.1 и 2.2 договора купли-продажи от 04.09.2014 установлено, что цена реализации для земельного участка составила 8 000 000 рублей (НДС не облагается), части здания – 2 000 000 рублей, в том числе НДС 0 (на основании пункта 3 статьи 154 Кодекса с «межценовой разницы»).

Учитывая изложенное, Межрегиональной инспекцией в Решении сделан вывод о том, что, поскольку операция по реализации Банку части здания не является объектом налогообложения по НДС в силу правового статуса продавца (физического лицо), который согласно пункту 1 статьи 143 Кодекса не является налогоплательщиком НДС, то, соответственно, Банком приобретены объекты недвижимого имущества без уплаты НДС, что, в свою очередь, является обязательным условием для применения порядка, закрепленного в пункте 3 статьи 154 Кодекса.

Таким образом, операция по реализации Банком части здания в пользу физического лица подлежит налогообложению в общем порядке, установленном пунктом 1 статьи 154 Кодекса.

В апелляционной жалобе Банк указывает, что не относил НДС, уплаченный при приобретении спорного имущества, единовременно к затратам, учитываемым при налогообложении прибыли, а учитывал по стоимости с учетом уплаченного налога.

Из Решения следует, что оприходование приобретенного Банком по договору от 28.08.2013 объекта недвижимого имущества (часть нежилого здания) на баланс Общества было осуществлено по первоначальной стоимости, равной стоимости приобретения, которая в соответствии с положениями статьи 143 Кодекса и договора не предусматривает НДС.

Следовательно, довод Банка о том, что им был принят к учету данный объект по первоначальной стоимости, в том числе с НДС, не соответствует фактическим обстоятельствам.  

Кроме того, в рассматриваемой ситуации ссылки Банка на Учетную политику (без указания на конкретный ее пункт или страницу) и порядок отнесения «входящего» НДС не применимы и являются несостоятельными в виду фактического отсутствия уплаты налога, что, в свою очередь, является условием для применения пункта 3 статьи 154 Кодекса.

При таких обстоятельствах Федеральная налоговая служба признает вывод Межрегиональной инспекции, изложенный в Решении, о неправомерном применение Банком пункта 3 статьи 154 Кодекса в отношении сделок купли-продажи недвижимого имущества, обоснованным и соответствующим законодательству Российской Федерации о налогах и сборах.

Учитывая изложенное, Федеральная налоговая служба оставила жалобу Банка без удовлетворения.