ENG

Налогоплательщикам подробно рассказали о досудебном урегулировании налоговых споров

Дата публикации: 31.08.2015 18:00 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

28 августа 2015 года сотрудники ИФНС по Ленинскому району г. Ярославля провели семинар с налогоплательщиками по вопросам досудебного урегулирования налоговых споров.

В рамках данного мероприятия посетителям разъяснялся порядок и сроки подачи жалоб в рамках досудебного урегулирования налоговых споров. Подробно на примерах рассматривалась процедура обжалования решений налоговых органов.

Ведущий специалист-эксперт правового отдела Т.С. Коробова пояснила налогоплательщикам, что в случае, если инспекцией нарушены права налогоплательщиков либо они не согласны с позицией налогового органа, то всегда можно получить соответствующие устные и письменные разъяснения, представить возражения, заявить ходатайства. Если на данном этапе урегулировать ситуацию не удалось, то налогоплательщик вправе обратиться в вышестоящий налоговый орган с соответствующей жалобой.

Налоговым Кодексом Российской Федерации предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров, без соблюдения которого суды не будут рассматривать претензии к налоговой инспекции.

Кроме того, Коробова Т.С. порекомендовала налогоплательщикам до направления в налоговый орган соответствующей жалобы воспользоваться возможностями Интернет-сервиса «Решения по жалобам», так как по аналогичным обстоятельствам решения ФНС России могут быть вынесены ранее.

Данный сервис позволяет получить информацию о результатах рассмотрения Федеральной налоговой службой жалоб (обращений) налогоплательщиков. Указанная информация отражается на сервисе в виде решений ФНС России без указания информации, доступ к которой ограничен законодательством Российской Федерации.

Также Коробова Т.С. рассказала, что жалобу в вышестоящий налоговый орган необходимо подавать через ту инспекцию, ненормативные акты, действия (бездействие) которой вы обжалуете. Срок подачи жалобы - один год с момента, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. п. 2, 3 ст. 6.1, п. 2 ст. 139 НК РФ).

При пропуске срока подачи жалобы по уважительной причине он может быть восстановлен (абз. 4 п. 2 ст. 139 НК РФ). Для этого одновременно с жалобой необходимо подать в вышестоящий налоговый орган заявление о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы. Оформить его можно как отдельным документом, так и непосредственно в тексте жалобы. В любом случае вам необходимо обосновать уважительную причину пропуска срока и приложить к жалобе копии документов, которые это подтверждают. Перечень таких уважительных причин не установлен, поэтому вышестоящий налоговый орган будет оценивать обстоятельства, повлекшие пропуск срока подачи жалобы, по своему усмотрению (см. также Письмо Минфина России от 16.07.2009 N 03-02-07/1-360).

Вышестоящий налоговый орган должен рассмотреть жалобу и принять решение по ней в течение 15 рабочих дней с даты ее получения (п. 6 ст. 6.1, абз. 2 п. 6 ст. 140 НК РФ). Срок рассмотрения может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) вышестоящего налогового органа, но не более чем еще на 15 рабочих дней, если (п. 6 ст. 6.1, абз. 2 п. 6 ст. 140 НК РФ):

- вышестоящему налоговому органу необходимо получить от нижестоящих налоговых органов документы и (или) информацию для рассмотрения жалобы;

- налогоплательщик представляет дополнительные документы после подачи жалобы до принятия решения по ней.

Решение по результатам рассмотрения жалобы направляется налогоплательщику или вручается ему в течение трех рабочих дней со дня принятия решения (абз. 4 п. 6 ст. 140 НК РФ).

Отметим, что вышестоящий налоговый орган вправе оставить без рассмотрения вашу жалобу полностью или в части в следующих случаях (п. 1 ст. 139.3 НК РФ):

а) жалоба не подписана лицом, которое ее подало, или его представителем либо к ней не приложены документы, подтверждающие полномочия представителя;

б) жалоба подана после истечения срока, установленного п. 2 ст. 139 НК РФ, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока подачи жалобы отказано;

в) до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;

г) ранее была подана жалоба по тем же основаниям, которая не отозвана и не оставлена без рассмотрения по иным основаниям (п. 6 ст. 138, пп. 4 п. 1 ст. 139.3 НК РФ).

Решение об оставлении жалобы без рассмотрения вышестоящий налоговый орган обязан принять в течение пяти рабочих дней со дня получения от вас жалобы либо заявления об ее отзыве. Сообщить вам об этом налоговый орган обязан в течение трех рабочих дней со дня принятия решения в письменной форме.

Если вышестоящий налоговый орган вынес по вашей жалобе решение, с которым вы не согласны, можете обжаловать его в ФНС России. Срок подачи такой жалобы составляет три месяца со дня принятия соответствующего решения (абз. 3 п. 2 ст. 139 НК РФ).