Ваш регион Выберите регион по карте
Введите первые буквы или номер региона, выберите из списка или на карте.
A- A A+

Евразийский экономический союз (ЕАЭС)

Цели создания ЕАЭС


^К началу страницы

Евразийский экономический союз представляет собой международную организацию региональной экономической интеграции, обладающую международной правосубъектностью.

Целью создания ЕАЭС было обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Союз призван создавать условия для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения, а также для всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

ЕАЭС осуществляет свою деятельность в пределах компетенции, предоставляемой ему государствами-членами в соответствии с Договором о Союзе, на основе уважения общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств-членов и их территориальной целостности; на основе уважения особенностей политического устройства государств-членов; на основе обеспечения взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов сторон; на основе соблюдения принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции.

Органы Союза


^К началу страницы

  • Высший совет – высший орган ЕАЭС, в состав которого входят Президенты государств-членов Союза.
  • Межправительственный совет – орган Союза, в состав которого входят Премьер-министры государств-членов, рассматривающий стратегически важные вопросы развития евразийской экономической интеграции.
  • Суд ЕАЭС – судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза.
  • Евразийская экономическая комиссия – постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза, который формируют Совет Комиссии и Коллегия Комиссии. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках ЕАЭС.
  • В Совет Комиссии входят заместители Премьер-министров государств-членов Союза.
  • Состав Коллегии ЕЭК формируют Председатель и Министры Комиссии.

Государства-члены

Республика Армения


Республика Беларусь


Республика Казахстан


Кыргызская Республика


Российская Федерация

История создания Евразийского экономического союза


^К началу страницы

18 ноября 2011 года президентами Казахстана, России и Белоруссии была принята Декларация о евразийской экономической интеграции, в которой было заявлено о переходе к следующему этапу интеграционного строительства — Единому экономическому пространству (ЕЭП). 1 января 2012 года вступило в силу 17 межгосударственных соглашений, создающих правовую основу для формирования ЕЭП. Была сформирована Евразийская экономическая комиссия, заменившая упразднённую Комиссию Таможенного союза.

19 марта 2012 года на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС / Высшего Евразийского экономического совета было принято решение о подписании к 1 января 2015 года всеобъемлющего договора о формировании Евразийского экономического союза.

29 мая 2014 года в Астане Президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации подписан Договор о Евразийском экономическом союзе, который вступил в силу 1 января 2015.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК)


^К началу страницы

Евразийская экономическая комиссия – постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза, который формируют Совет Евразийской Экономической Комиссии (Игорь Шувалов) и Коллегия Евразийской Экономической Комиссии (Председатель Коллегии Виктор Христенко). Функционирует со 2 февраля 2012 года.

Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках союза.

Совет Евразийской экономической комиссии


^К началу страницы


Ваче Габриелян
Вице-Премьер-Министр, Министр международной экономической интеграции и реформ Республики Армения 

Валерий Диль
Вице-премьер-министр Кыргызской Республики 

Василий Матюшевский
Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь 

Игорь Шувалов
Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации 

Бакытжан Сагинтаев
Первый Заместитель Премьер-Министра Республики Казахстан


Коллегия Евразийской экономической комисии


^К началу страницы


Виктор Христенко
Председатель Коллегии ЕЭК 

Таир Мансуров
Член Коллегии (Министр) по энергетике и инфраструктуре ЕЭК

Татьяна Валовая
Член Коллегии (Министр) по основным направлениям интеграции и макроэкономике ЕЭК

Нурлан Алдабергенов
Член Коллегии (Министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК

Тимур Сулейменов
Член Коллегии (Министр) по экономике и финансовой политике ЕЭК 

Роберт Арутюнян
Член Коллегии (Министр) ЕЭК           

Сергей Сидорский
Член Коллегии (Министр) по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК

Карине Минасян
Член Коллегии (Министр) ЕЭК   

Андрей Слепнев
Член Коллегии (Министр) по торговле ЕЭК

Ара Нранян
Член Коллегии (Министр) ЕЭК

Валерий Корешков
Член Коллегии (Министр) по вопросам технического регулирования ЕЭК

Данил Ибраев
Член Коллегии (Министр) ЕЭК

Владимир Гошин
Член Коллегии (Министр) по таможенному сотрудничеству ЕЭК

Мукай Кадыркулов
Член Коллегии (Министр) ЕЭК
 

КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ КОМИТЕТ ПО НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКЕ И АДМИНИСТРИРОВАНИЮ ПРИ КОЛЛЕГИИ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ


^К началу страницы

В соответствии со статьей 19 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии №13 от 15.03.2012 создан Консультативный комитет по налоговой политике и администрированию (далее - Консультативный комитет). Председателем Консультативного комитета по налоговой политике и администрированию при Коллегии ЕЭК является Член Коллегии (Министр) по экономике и финансовой политике ЕЭК Т.М.Сулейменов. Членами Консультативного комитета являются заместитель Министра финансов С.Д.Шаталов, заместитель Руководителя ФНС России А.Л.Оверчук, и начальник Управления стандартов и международного сотрудничества Д.В.Вольвач.

Основной задачей Консультативного комитета по налоговой политике и администрированию при Коллегии ЕЭК является подготовка предложений для Коллегии по вопросам:
  1. формирования единых подходов в проведении налоговой политики государств-членов ЕАЭС по согласованным направлениям;
  2. гармонизации налоговых законодательств государств-членов ЕАЭС по согласованным направлениям;
  3. совершенствования нормативно-правовой базы ЕАЭС в области:
    • косвенного налогообложения во взаимной торговле на единой таможенной территории ЕАЭС;
    • оборота подакцизных товаров (в том числе алкогольной продукции) на единой таможенной территории ЕАЭС;
    • прямого налогообложения;
  4. совершенствования налогового администрирования, включая вопросы налогового контроля за трансфертным ценообразованием;
  5. совершенствования информационного взаимодействия налоговых органов государств-членов ЕАЭС;
  6. обсуждение практических вопросов применения нормативно-правовой базы ЕАЭС, регулирующих аспекты налогообложения и подготовка рекомендаций по разрешению проблемных ситуаций.

УЧАСТИЕ ФНС РОССИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕАЭС


^К началу страницы

Одним из основных достижений совместной работы стран-участниц в области налоговой политики является разработка эффективного механизма косвенного налогообложения во взаимной торговле. В рамках Договора о Евразийском экономическом союзе Стороны принимают на себя обязательства по применению таких условий налогообложения по всем видам налогов и сборов, при которых ни в одном из государств-членов ЕАЭС не могут существовать менее благоприятные условия налогообложения в отношении товаров, ввозимых с территории других государств-членов ЕАЭС, чем условия налогообложения по отношению к аналогичным товарам, происходящим с собственной территории. Закладываются основы по координации акцизной политики.

  1. В соответствии с пунктом 3 статьи 72 Договора о ЕАЭС обмен информацией между налоговыми органами государств-членов, необходимой для обеспечения полноты уплаты косвенных налогов, осуществляется в соответствии с отдельным международным межведомственным договором, которым в том числе устанавливаются порядок обмена информацией, форма заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, правила его заполнения и требования к формату обмена.
  2. Таким договором является Протокол от 11 декабря 2009 года об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов (в ред. Протокола о внесении изменений от 08.10.2014 от 31.12.2014). Согласно положениям Протокола налоговые органы Евразийского экономического союза обмениваются в электронном виде информацией о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты государств-членов, налоговых льготах (об освобождении от налогообложения), содержащей:
    • сведения из заявлений, представленных в форме реестров заявлений, в том числе и об отозванных заявлениях;
    • запросы о представлении заявлений в форме реестров запросов о представлении заявлений;
    • ответы на запросы в форме реестров заявлений или в случае отсутствия заявлений - в форме реестров уведомлений.
  3. В апреле 2015 года ФНС России утвердила обновленные формы Перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, порядка ее заполнения и формата представления в электронном виде (Приказ ФНС России от 06.04.2015 № ММВ-7-15/139@).
  4. В соответствии с Приказом налогоплательщик-экспортер одновременно с налоговой декларацией представляет Перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в электронном виде по установленному формату или на бумажном носителе в машиноориентированной форме. При подаче Перечня налогоплательщик освобождается от обязанности представить Заявления, реквизиты которых содержатся в Перечне заявлений, так как данные Перечня заявлений автоматически сверяются с информацией, полученной от налоговых органов Евразийского экономического союза Важным преимуществом этого является то, что при отсутствии Заявления, или наличии в нем ошибок российскому налогоплательщику не нужно уточнять всю декларацию. В мае-июне был успешно осуществлен тестовый обмен информацией с Республикой Армения и Кыргызской Республикой.
  5. В целях реализации положений международных договоров об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов Федеральная налоговая служба совместно с налоговыми администрациями государств–членов Евразийского экономического союза подготовила проект Протокола об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза для осуществления налогового администрирования, который предполагает обмен сведениями по отдельным видам доходов юридических лиц, по отдельным видам доходов физических лиц, об отдельных видах имущества, находящегося на территории государств-членов. Подписание указанного проекта уполномоченными органами государств-членов запланировано на ноябрь 2015 года.
  6. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 28.04.2014 № 28 признано необходимым создание системы маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности в целях контроля оборота товаров и обеспечения легальности импорта и производства товаров на территориях государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.
  7. Решением Высшего Евразийского экономического совета от 20.20.2014 №88 Правительству Российской Федерации поручено обеспечить в 2015-2016 годах реализацию пилотного проекта, при этом органом исполнительной власти, осуществляющим координацию деятельности по формированию системы маркировки товаров легкой промышленности в Российской Федерации, определена Федеральная налоговая служба. Результатом деятельности ФНС России в указанном направлении явилось подписание 8 сентября 2015 года Соглашения о реализации в 2015-2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха». Согласно плану-графику реализации пилотно проекта, утвержденному Решением Совета ЕЭК от 23.04.2015 №19, ввод в промышленную эксплуатацию национальных и интеграционного компонентов информационной системы маркировки товаров должен быть осуществлен в срок до 1 апреля 2016 года.
  8. Специалисты ФНС России являются членами рабочих групп, созданных в соответствии с решениями Евразийской экономической комиссии:
    • Рабочая группа по координации создания и функционирования системы маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности (разработка проекта Соглашения о маркировке и проектов нормативно-правовых документов, координация технологических вопросов создания и функционирования системы маркировки);
    • Рабочая группа Консультативного комитета по финансовым рынкам по вопросам валютного регулирования и валютного контроля на территории ЕАЭС;
    • Рабочая группа по выполнению плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 08.05.2015 №19;
    • Рабочая группа при Евразийской экономической комиссии по обеспечению функционирования единого рынка услуг в рамках Евразийского экономического союза (создана Решением Совета ЕЭК №33 от 28.05.2015).
    • подгруппа в области налогообложения Рабочей группы по обеспечению функционирования единого рынка услуг в рамках Евразийского экономического союза.

Если Вы заметили на сайте опечатку или неточность, мы будем признательны, если Вы сообщите об этом.
Выделите текст, который, по Вашему мнению, содержит ошибку, и нажмите на клавиатуре комбинацию клавиш: Ctrl + Enter или нажмите сюда.