Позиция ФНС России по вопросу применения регулируемых цен на ГСМ поддержана судом

Дата публикации: 03.07.2014 12:14 (архив)

Федеральная налоговая служба рассмотрела жалобу налогоплательщика на решения налоговых органов, содержащие выводы о занижении налоговой базы по налогу на прибыль организаций и налогу на добавленную стоимость.

Как установлено налоговыми органами, в ряде случаев налогоплательщик во втором полугодии 2010 года реализовывал сельскохозяйственным товаропроизводителям автомобильный бензин «Нормаль-80» и дизельное топливо по ценам ниже уровня себестоимости производства и реализации указанных нефтепродуктов. Таким образом, налогоплательщик нарушил статьи 146, 153, 249 Налогового кодекса Российской Федерации о занижении налоговой базы по налогу на прибыль организаций и налогу на добавленную стоимость, неисчислении и неуплате данных налогов, следует из решения налогового органа.

Налогоплательщик, в свою очередь, заявил, что реализуемые сельскохозяйственным товаропроизводителям нефтепродукты не отнесены к категории товаров, в отношении которых допустимо государственное регулирование цен. При этом налоговый орган имеет право проверить примененные налогоплательщиком цены по сделкам для целей налогообложения лишь в случаях, указанных в пункте 2 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении жалобы ФНС России было установлено, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2010 № 129 «О соглашениях между исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами о снижении или поддержании цен на отдельные виды горюче-смазочных материалов, реализуемых сельскохозяйственным товаропроизводителям», между заявителем и Министерством сельского хозяйства Ульяновской области заключено соглашение о снижении или поддержании цен при поставке нефтепродуктов сельскохозяйственным товаропроизводителям отдельных видов горюче-смазочных материалов, необходимых для проведения сельскохозяйственных работ. В рамках указанного соглашения налогоплательщик реализовывал нефтепродукты сельскохозяйственным товаропроизводителям по льготным ценам.

В соответствии с Постановлением № 129 в Правительстве Российской Федерации было принято решение об установлении фиксированной льготной цены на горюче-смазочные материалы для сельскохозяйственных товаропроизводителей  на период с 1 июля 2010 года до конца осенне-полевых работ со скидкой в размере 10 % от оптовой цены в регионе. Об этом Министерство энергетики Российской Федерации сообщило письмом от 30.07.2010 № 06-756.

Таким образом, налогоплательщик при реализации льготной категории сельскохозяйственных товаропроизводителей автомобильного бензина «Нормаль-80» и дизельного топлива руководствовался положениями Постановления № 129 и применял скидки в размере 10 % от текущих региональных цен на соответствующий вид нефтепродуктов.

Автомобильный бензин «Нормаль-80» и дизельное топливо действительно не включены в перечень товаров, в отношении которых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» предусмотрено государственное регулирование цен. Однако в рассмотренном случае подлежат применению специальные положения, предусмотренные Постановлением № 129, поскольку именно данным Постановлением производилось государственное регулирование цен при реализации нефтепродуктов сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Согласно пункту 13 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы). Данный пункт императивно предписывает исходить из государственных (регулируемых) цен (тарифов), если товар в соответствии с действующим законодательством подлежит реализации по таким ценам. Следовательно, положения, установленные пунктами 2-11 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации, не могут быть применены к спорной ситуации.

Таким образом, для целей налогообложения по операциям реализации горюче-смазочных материалов льготной категории сельскохозяйственных товаропроизводителей применяется принцип определения цены, установленный пунктом 13 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно со скидкой 10 % от текущих региональных цен, но не ниже уровня себестоимости производства и реализации нефтепродуктов.

Указанная правовая позиция ФНС России о порядке применения государственных регулируемых цен по операциям реализации горюче-смазочных материалов льготной категории сельскохозяйственных товаропроизводителей поддержана решением Арбитражного суда Ульяновской области от 05.06.2014 по делу № А72-652/2014.