ENG

Судебные споры с участием налоговых органов города Москвы

Дата публикации: 31.07.2017 14:31 (архив)

Верховный Суд Российской Федерации определением от 14.07.2017г. №305-КГ17-8306 отказал АО «Межрегиональный регистраторский центр» (далее – Общество) в передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам кассационной жалобы на судебные акты первой, апелляционной и кассационной инстанций по делу № А40-131337/2016 по заявлению о признании недействительным решения ИФНС России № 9 по г. Москве (далее – Инспекция, налоговый орган) о привлечении к ответственности на основании п.2 ст.126 НК РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей в связи с неисполнением требования налогового органа о представлении документов (информации), направленного в соответствии с п.1 ст.93.1 НК РФ.

По мнению Общества, оспариваемое решение незаконно, поскольку налоговым органом неправомерно истребовались документы, не относящиеся непосредственно к проверяемому налогоплательщику.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций, принимая судебные акты в пользу налогового органа, пришли к выводу, что исходя из положений ст.93.1 НК РФ истребование документов (информации) может проводиться как у лиц, с которыми налогоплательщик состоял в непосредственных хозяйственных отношениях, так и у лиц, которые в силу своей деятельности обладают документами (информацией), необходимыми для сопоставления их данных с данными, отраженными в документах проверяемого налогоплательщика.

Таким образом, Общество, являясь лицом, располагающим в силу специфики своей деятельности (ведение реестров акционеров) документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, а именно - его учредителя, обязано представить их по требованию налогового органа в соответствии положениями ст.93.1 НК РФ, включая документы и информацию, которые касаются владельцев ценных бумаг, что необходимо для установления степени взаимозависимости и доли косвенного участия в финансово-хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика и его учредителей и других организаций.

При этом суды исходили из того, что законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не установлено, насколько требуемые Инспекцией документы должны касаться деятельности конкретного налогоплательщика, так как отношение запрашиваемых документов к деятельности налогоплательщика определяет должностное лицо Инспекции, а не лицо, у которого документы затребованы.

Верховный Суд Российской Федерации согласился с вышеизложенной позицией судов трех инстанций.