ENG

Применение ККТ (контрольно-кассовой техники)

Дата публикации: 23.09.2011 15:34 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

     Согласно общему порядку ведения предпринимательской деятельности необходимо применять контрольно-кассовую технику (далее - ККТ).
     Однако из этого правила есть ряд исключений.
      В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ):
     1. Организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности:
   - продажи газет и журналов, сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
   - продажи ценных бумаг;
   - продажи лотерейных билетов;
   - продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
   - обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
   - торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для ведения торговли, за исключением находящихся в этих местах магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами; разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков, в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом; продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта; продажи в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;
    - торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
    - торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
    - приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
   - реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
      2. Организации и индивидуальные предприниматели применяют бланки строгой отчетности, заменяющие ККТ.
     3. Предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, имеют право не применять ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за товар (работу, услугу).
     Если же субъект малого и среднего предпринимательства не соответствует вышеуказанным положениям, то он обязан применять ККТ, что прямо предусмотрено в Законе N 54-ФЗ. Кроме того, ст. 5 данного Федерального закона предусматривает ряд обязанностей организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику. Организации, за исключением кредитных, и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны:
  - регистрировать контрольно-кассовой техники в налоговых органах;
  - применять при наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);
   - выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки;
   - обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с п. 1 ст. 7 Закона N 54-ФЗ, беспрепятственный доступ к контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную документацию;
    - производить при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники введение в фискальную память ККТ информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.
      Структура Государственного реестра, порядок его ведения, а также федеральный орган исполнительной власти, ответственный за ведение Реестра, определяются Правительством РФ.
     В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 162-ФЗ "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" плательщикам ЕНВД разрешается не применять контрольно-кассовую технику при наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт.
     До недавнего времени, согласно ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", обязанность применения контрольно-кассовой техники возлагалась на большинство предпринимателей, в том числе субъектов малого бизнеса. Исключения касались лишь субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в условиях, в силу специфики деятельности либо особенностей места ее осуществления объективно не позволяющих применять контрольно-кассовую технику (см.: п. 3 ст. 2 указанного Закона).
      Одна из главных целей данного Закона - обеспечение фискальных интересов государства и налоговой дисциплины, а именно обеспечение возможности администрирования размеров выручки от предпринимательской деятельности при осуществлении наличных расчетов в целях налогообложения.
     В то же время в соответствии с гл. 26.3 НК РФ объектом налогообложения налогоплательщика, переведенного на уплату единого налога на вмененный доход, является не фактический, а вмененный доход, размер которого зависит от установленной законом базовой доходности и физических показателей торговой площади и места расположения торгового помещения, численности работников в сфере бытовых услуг. Таким образом, фактический объем выручки, полученной субъектом предпринимательской деятельности, при налогообложении не учитывается.
      Кроме того, поскольку уплата единого налога на вмененный доход предусматривает освобождение налогоплательщиков от уплаты основных налогов, применение контрольно-кассовой техники в указанных выше случаях также не оказывает никакого влияния на собираемость налогов.
     В связи с этим применение контрольно-кассовой техники в этом случае для плательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности утрачивает смысл. Именно этим руководствовались разработчики Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 162-ФЗ (вступил в силу с 21 июля 2009 г.), которым статья 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" дополнена пунктом 2.1.
      Данным пунктом предусмотрено освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, от обязанности применения контрольно-кассовой техники при наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт. В то же время по требованию покупателей (клиентов) для подтверждения фактов купли-продажи (оказания работы или выполнения услуги) предприниматель должен выдавать документы - товарные чеки, квитанции или другие документы, подтверждающие прием денежных средств за товар (работу, услугу).
       Законом определены требования к содержанию таких документов. Они должны содержать:
- наименование;
- порядковый номер;
- дату выдачи;
- данные, индивидуализирующие предпринимателя;
- наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
- сумму оплаты;
- должность,
- фамилию и инициалы лица, выдавшего документ,
- его личную подпись.
      Отказ выдать по требованию покупателя (клиента) подобный документ влечет за собой для предпринимателя административную ответственность в виде наложения административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от 3 000 до 4 000 руб.; на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб. (ст. 14.5 КоАП РФ).
     Контроль над исполнением предпринимателями обязанности по выдаче по требованию покупателя (клиента) документа, подтверждающего прием денежных средств за товар (работу, услугу), возложен на налоговые органы. Они же наделены полномочиями налагать на предпринимателей штраф за отказ в выдаче подобных документов (п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации").
      Следует отметить, что налогоплательщики ЕНВД, осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную с торговлей алкогольной продукцией, согласно Закону от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", обязаны применять ККТ.