РУС ENG

Михаил Мишустин подвел итоги работы налоговых органов за 10 месяцев 2019 года на праздничной коллегии

Дата публикации: 21.11.2019 14:00

Сегодня, в День работника налоговых органов, состоялось заседание расширенной коллегии ФНС России, на котором были подведены итоги работы Службы за 10 месяцев 2019 года и поставлены задачи до конца года.

Открывая заседание, Первый заместитель Председателя Правительства РФ - Министр финансов Антон Силуанов поздравил налоговиков с профессиональным праздником, а также зачитал поздравление от Президента России Владимира Путина. Оценивая работу налоговых органов, он отметил, что сегодня ФНС России обеспечивает 3/4 доходов страны, при этом рост поступлений налогов превышает динамику экономики: «Сегодня Налоговая служба является крупнейшим агрегатором большого пула информации, которая представляется в общие базы данных государства. ФНС становится источником информации для аналитических баз данных, которые используются в статистике, министерствами экономики, финансов, а также другими ведомствами, которым нужны точные оперативные данные. Чем больше охват информации, тем более правильные управленческие решения мы сможем принимать».

Руководитель ФНС России Михаил Мишустин, в свою очередь заявил, что амбициозная задача централизовать разрозненные налоговые данные в единую систему и создать технологическую базу администрирования на годы вперед выполнена. ФНС России завершила внедрение АИС «Налог-3».

«АИС «Налог-3» - одна из крупнейших баз данных в мире – это 705 Тбайт, и ее объем постоянно растет. Мы создали цифровую экосистему, которая позволяет применять новые подходы в налоговом администрировании, развивать аналитику, расширять возможности экстерриториальных принципов взаимодействия с налогоплательщиками и оказания услуг. Другими словами – адаптировать систему налогового администрирования к трансформации экономики и бизнеса в новой реальности убер-экономики», - отметил глава ФНС России.

«Если посмотреть тренды поступлений налогов за последние пять лет, то при росте экономики на 3,2% поступления налогов в реальном выражении, то есть без учета инфляции, выросли в 1,4 раза. При этом удельный вес налоговых доходов в ВВП увеличился более чем на 4 п.п., в том числе ненефтегазовых доходов на 3 п.п.», - заявил Михаил Мишустин.

За 10 месяцев 2019 года в консолидированный бюджет РФ поступило 18,9 трлн рублей, это на 7,9%, или на 1,4 трлн рублей, или больше, чем за аналогичный период 2018 года. В федеральный бюджет поступило 10,5 трлн рублей с ростом на 7,1%, или на 0,7 трлн рублей.

Рост поступлений продолжается, несмотря на снижение цены на нефть на 8,6%, замедление роста поступлений НДПИ до +3,4% и введение возвратного акциза для балансирования цен на нефтепродукты на внутреннем рынке (возвращено 347 млрд рублей).

Основной вклад в рост поступлений вносят ненефтегазовые доходы, поступления которых в консолидированный бюджет РФ выросли на 12,4%, а в федеральный бюджет – на 18%:

  • НДС – 3,5 трлн рублей (+ 0,5 трлн рублей, или 16,7%);
  • налог на прибыль организаций – 4 трлн рублей (+0,5 трлн рублей, или 13,5%);
  • НДФЛ – 3,1 трлн рублей (+ 241 млрд рублей, или 8,4%).

В государственные внебюджетные фонды поступило 5,6 трлн рублей, что на 9,7%, или на 495 млрд рублей больше, чем в соответствующем периоде прошлого года. Это выше динамики заработной платы на 2,5 п.п. В Пенсионный фонд поступило 4 трлн рублей с ростом на 9%, или на 0,4 трлн рублей.

Цифровизация налогового администрирования повлияла и на контрольную работу. В январе-сентябре 2019 года количество выездных проверок сократилось на 34,4% (с 10,9 тыс. до 7,1 тыс.). При этом проверяются только два налогоплательщика из 1000, а в малом бизнесе (это 60% налогоплательщиков) – один из 5000.

Основной акцент Служба делает на добровольном уточнении налогоплательщиками своих налоговых обязательств. Доля поступлений по аналитической работе за девять месяцев выросла до 35% в общих поступлениях по контрольно-аналитической работе, в прошлом году этот показатель составлял 25%. Без проведения налоговых проверок в бюджет дополнительно поступило 90 млрд рублей, что в 1,6 раза больше, чем за девять месяцев 2018 года.

Обоснованность контрольных мероприятий подтверждается снижением количества жалоб на результаты выездных проверок. За девять месяцев их число снизилось почти в два раза – на 45,4% (с 4,3 тыс. до 2,4 тыс.). Количество судебных споров с бизнесом сократилось более чем на 20%.

В то же время сокращается задолженность. Показатель DTI (debt to income) «Отношение долга к поступлениям» (международный показатель, который характеризует эффективность работы с долгом) за девять месяцев составил 6,4%. Это самый низкий показатель за 15 лет. Совокупная задолженность снизилась на 24 млрд рублей, или на 1,3 %.

В ходе процедур банкротства растет роль согласительных процедур. В бюджет добровольно перечислено 23,8 млрд рублей, что превышает поступления девяти месяцев 2018 года на 5,1%. В рамках мировых соглашений поступления выросли в 1,7 раза и составили 7 млрд рублей.

«Дальнейшая стратегия Службы в условиях цифровой трансформации экономики – это развитие бесконтактных технологий контроля, незаметных для плательщика. При этом новые технические возможности Службы позволяют успешно создавать такие инструменты для работы со всеми категориями бизнеса», - заявил Михаил Мишустин.

Тема трансформации налоговых органов в условиях цифровой экономики, а также создание условий для незаметного налогового администрирования стала основной на прошедшем накануне XXVI заседании Координационного совета руководителей налоговых служб государств – участников СНГ.

Яркий пример «незаметного» администрирования - налоговый мониторинг. Налогоплательщики открывают свои информационные системы, что позволяет налоговому органу контролировать миллионы операций в режиме реального времени без истребования документов. Взамен налоговые органы предоставляют компаниям мотивированные мнения по отдельным операциям. Уже составлено 45 мотивированных мнений на 121 млрд рублей.

Внедрение налогового мониторинга во многом стало возможным благодаря реформе всей системы администрирования крупнейших налогоплательщиков. С 1 февраля 2019 года компании сгруппированы в инспекциях с учетом их специализации и потенциальных налоговых рисков, характерных для определенных отраслей экономики. В налоговых органах зарегистрированы 2 858 крупнейших налогоплательщиков, которые обеспечивают почти половину (47,6%) всех доходов консолидированного бюджета РФ (8 трлн рублей).

Михаил Мишустин напомнил, что в июле завершен третий этап реформы ККТ. Более 1,5 млн налогоплательщиков зарегистрировали 3,2 млн кассовых аппаратов, что в 2,5 раза больше дореформенного парка. Ежемесячно в режиме реального времени Служба контролирует 3,3 трлн рублей выручки. Реформа ККТ позволила существенно снизить административную нагрузку на бизнес: ликвидирована кассовая отчетность, количество налоговых проверок относительно 2016 года сократилось в четыре раза. Кроме того, ФНС России выступила с инициативой отменить с 2020 года отчетность для налогоплательщиков на УСН с объектом «доходы» и применяющих онлайн-кассы.

С 1 января 2019 года в четырех регионах России проводится эксперимент по введению налога на профессиональный доход. Планируется, что к середине 2020 года режим распространится на всю страну. С начала года в качестве самозанятых зарегистрировались 284 тысячи человек, общая сумма дохода составила 32,6 млрд рублей. «Главная цель проекта – дать возможность гражданам легализовать свои отношения с государством, получить доступ к программам кредитования и государственной поддержки. Ставки нового налогового режима самые низкие – 4 и 6%. При этом две трети налога поступают в региональные бюджеты и одна треть – в фонд медицинского страхования», - отметил Михаил Мишустин.

Руководитель ФНС России также напомнил, что до 2 декабря, срока уплаты имущественных налогов физических лиц, осталось меньше двух недель. Гражданам направлено 69 млн уведомлений, из них 16 млн (24%) получены в электронном виде.

Особое внимание Михаил Мишустин уделил работе Службы по техническому содействию налоговым администрациям других стран. В этом году подписано соглашение о сотрудничестве между министерствами финансов Российской Федерации и Республики Узбекистан. В рамках этого проекта проводится реинжиниринг бизнес-процессов и создается система работы с налогоплательщиками, совершенствуется система налогообложения имущества на основе кадастровой оценки. Активно ведутся переговоры с Киргизской Республикой о содействии в создании системы маркировки и прослеживаемости товаров, а также информационной системы в налоговой сфере. Постоянно действуют рабочие группы с Министерством налогов Азербайджанской Республики и Республики Беларусь.

В октябре этого года подписан Меморандум о взаимопонимании и техническом сотрудничестве в области налогового администрирования между ФНС России и Генеральным ведомством по налогам и пошлинам Королевства Саудовская Аравия.

В завершение выступления Михаил Мишустин поздравил коллег с профессиональным праздником и поблагодарил коллектив за работу.

В заседании коллегии приняли участие первый заместитель Председателя Правительства РФ – Министр финансов РФ Антон Силуанов, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ Николай Журавлев, заместитель Министра финансов РФ Илья Трунин, аудитор Счетной палаты Российской Федерации Андрей Батуркин, заместитель Министра экономического развития РФ Вадим Живулин, член Совета Федерации Федерального собрания РФ Владимир Полетаев, директор Федеральной службы судебных приставов – главный судебный пристав Российской Федерации Дмитрий Аристов, руководитель Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Игорь Алёшин, директор Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России Алексей Сазанов, начальник Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России Андрей Курносенко, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации – председатель Общественного совета при ФНС России Владимир Мау, декан факультета налогов и налогообложения Финансового университета при Правительстве РФ Вадим Засько, а также представители федеральных органов власти, территориальных налоговых органов и центрального аппарата ФНС России.