ENG

Наши успехи во многом обусловлены эффективной работой в предыдущие годы

77 город Москва

Дата публикации: 06.05.2015

Издание: Журнал «Налоговая политика и практика», №5 (Май)
Тема: Итоги работы Управления
Источник:  http://nalogkodeks.ru/

О том, как удается справляться с возложенными на налоговые органы задачами, редакции журнала «Налоговая политика и практика» рассказала руководитель Управления ФНС России по г. Москве Марина Викторовна Третьякова. Заметим, что выбор собеседника был не случайным: столичный регион всегда среди передовых.

Марина Викторовна, с какими итогами возглавляемое вами Управление встретило 2015 год?

Судите сами. В 2014 году поступления в консолидированный бюджет РФ впервые превысили 2 трлн руб. Это на 167 млрд руб. больше, чем в аналогичном периоде 2013 года.

Доходы федерального бюджета выросли на 11,7 % к уровню 2013 года и составили 907,8 млрд руб.

В консолидированный бюджет Москвы Управлением мобилизовано почти 1 трлн 97 млрд руб., что на 7 % выше уровня 2013 года.

Могу сказать, что наши успехи во многом обусловлены эффективной работой в предыдущие годы.

Так, начиная с 2010 года в целях совершенствования прогнозно-аналитической работы, оптимизации выявления налоговых рисков при формировании плана выездных налоговых проверок, определения направлений налогового контроля, а также расширения спектра и повышения качества предоставляемых налогоплательщикам услуг активно внедрялись новые передовые технологии, обновлялся парк вычислительной техники и телекоммуникационных систем.

В рамках перехода на новый фирменный стиль ФНС России при непосредственной поддержке Правительства Москвы была проведена реконструкция существующих помещений инспекций. Созданы комфортные условия как для налогоплательщиков, так и для работников налоговых органов.

Позитивно сказалось на эффективности налогового администрирования создание и развитие института досудебного урегулирования налоговых споров.

Именно благодаря этой работе удалось сохранить положительный тренд в темпах поступления налогов в бюджетную систему РФ.

Наверное, в фокусе внимания находился НДС как один из бюджетообразующих налогов?

Действительно, почти 37 % от общей суммы платежей в консолидированный бюджет традиционно приходится на НДС. В 2014 году его поступление составило 739 млрд руб., что на 109,6 % выше уровня 2013 года. Этого удалось достичь благодаря использованию риск-ориентированного подхода при камеральном налоговом контроле в сочетании с повышением результативности работы комиссий по правомерности применения налоговых вычетов.

Налогоплательщиками было представлено более 4 тыс. уточненных налоговых деклараций с уменьшением сумм заявленного к возмещению налога почти на 10 млрд руб. и налоговых вычетов на 6 млрд руб.

Таким же образом Управление будет действовать и в 2015 году?

В 2015 году считаем одним из приоритетных направлений улучшение организации системной работы, направленной на то, чтобы побудить налогоплательщиков отказаться от применения в своей деятельности схем, ориентированных на необоснованное завышение налоговых вычетов.

Сегодня у нас уже имеются инструменты, позволяющие с большой долей вероятности определять такие организации, исключив случаи предъявления необоснованных претензий к добросовестным налогоплательщикам. Один из таких инструментов — введение с 2015 года обязательного представления налогоплательщиками деклараций в электронном виде, включая сведения из книги покупок, книги продаж и счетов-фактур.

Какие задачи Вы ставите по администрированию налога на прибыль, ведь, согласитесь, ситуация в стране, да и во всем мире, непростая?

В прошлом году в консолидированный бюджет РФ поступило 448,7 млрд руб. налога на прибыль. Это на 6,9 % больше, чем в 2013 году. А городской бюджет с учетом межрегиональных инспекций пополнился на 485,4 млрд руб., что почти на уровне 2013 года.
Мы понимаем, что сегодня, в условиях сложной экономической ситуации, высока вероятность завышения значительным количеством организаций расходов по ведению бизнеса. В связи с этим перед налоговыми органами столицы поставлена задача проводить детальный анализ показателей, отраженных в налоговой и бухгалтерской отчетности, представленной по итогам 2014 года, с учетом отраслевой специфики организаций, динамики цен на товары, работы и услуги, используемые в производственных целях, а также значительного роста обязательств, выраженных в иностранной валюте.

Считаем, что пристальное внимание необходимо уделить убыточным организациям, находящимся в процессе реорганизации в форме присоединения к компаниям с положительным финансовым результатом.

Одним из стабильных источников бюджета считается НДФЛ. Подтвердилась ли безупречная репутация налога?

Да, подтвердилась. В 2014 году удельный вес поступления НДФЛ в общих поступлениях регионального бюджета значительно возрос и составил без малого 50 %. В абсолютном выражении это свыше 646 млрд руб. Темп роста (109,4 % к уровню 2013 года) сопоставим с темпом роста средней заработной платы.

Конечно, такие хорошие результаты не появятся на пустом месте. Налоговые органы Москвы практически ежедневно осуществляли мониторинг поступлений налога как по отраслям промышленности, так и по доходообразующим организациям. Также был установлен действенный контроль за эффективностью работы комиссий по легализации заработной платы.

Нестабильная экономическая ситуация, как я уже говорила, заставляет бизнес оптимизировать свои расходы, в том числе за счет сокращения численности сотрудников, снижения средней заработной платы. Чтобы обеспечить стабильное поступление НДФЛ, считаем необходимым усилить индивидуальную работу с физическими лицами, доходы которых подлежат декларированию. Здесь для нас приоритетным является совместный с Правительством Москвы и правоохранительными органами проект по наведению порядка в жилом секторе, выявлению недекларируемых фактов сдачи жилых помещений в аренду и привлечению собственников к уплате НДФЛ. В 2014 году 15,5 тыс. сдатчиков жилья дополнительно представили декларации на общую сумму более 400 млн руб.
Кроме того, в результате проведенной налоговыми органами работы в отношении налогоплательщиков, получивших доходы от продажи недвижимого имущества, транспортных средств, долей в уставном капитале и в порядке дарения, дополнительно начислено более 1 млрд руб.

В целом по итогам проведения в 2014 году декларационной кампании общая сумма исчисленного налога составила 30 млрд руб., что на 23,7 % выше уровня 2013 года.

А какова ситуация с имущественными налогами?

Имущественные налоги с физических лиц играют важную роль в формировании доходной части регионального бюджета, поскольку обладают устойчивой налоговой базой. В 2014 году темпы поступлений и по транспортному налогу, и по налогу на имущество физических лиц возросли и составили 115,2 и 157,5 % соответственно.

Марина Викторовна, патентная система налогообложения действует в Москве третий год. Насколько эффективным для целей бюджета оказался данный режим?

Поступления от применения патентной системы налогообложения из года в год растут. Так, в 2014 году они выросли более чем в два раза. Это обусловлено значительным увеличением количества налогоплательщиков в связи с установлением дифференцированной стоимости патента для отдельных видов деятельности, таких как сдача в аренду жилья, розничная торговля, общественное питание, грузовые пассажирские перевозки, а также с проведением информационно-разъяснительной работы среди граждан.

Какое место отводится информационно-разъяснительной работе?

Это одно из важнейших направлений работы Управления. В проведении ежегодных декларационных кампаний и кампаний по уплате имущественных налогов нам помогает Правительство Москвы: информация размещается на улицах столицы в виде билбордов и сити-форматов, информационных стендов, на сайтах префектур, управ и муниципальных образований, а также в местах массового пребывания граждан.

Совместно с Правительством Москвы на постоянной основе проводится работа по развитию многофункциональных центров по предоставлению гражданам государственных услуг.

Конечно же, столичные налогоплательщики активно пользуются и интернет-сервисами, разработанными Федеральной налоговой службой, число которых уже достигло 39.

Но, как говорится, разъясняй, но проверяй…

Действительно, повышению эффективности проведения мероприятий выездного налогового контроля уделяется особое внимание. Так, Федеральная налоговая служба на протяжении ряда лет совершенствует систему показателей риск-ориентированного подхода к выбору объекта контроля.

Эта система хорошо зарекомендовала себя, особенно в сочетании с мерами по повышению качества и полноты сбора доказательной базы, с учетом судебно-арбитражной практики и координации подразделений правового и контрольного блоков на территориальном и региональном уровнях.

В 2014 году при снижении количества выездных налоговых проверок на 160 единиц обеспечено дополнительное поступление платежей в бюджетную систему РФ в общей сумме 28,4 млрд руб., что на 112,2 % выше аналогичного показателя 2013 года. При этом уровень взыскания доначисленных сумм составил 56,3 % (на 11,3 % больше, чем в 2013 году), а по решениям, вступившим в силу, — 60,4 %.

Углубленный анализ показателей отчетности налогоплательщиков, который проводится в ходе проведения камеральных проверок, позволил повысить их результативность: общая сумма доначисленных налогов возросла на 10,8 %.
Всего по результатам проведения контрольных мероприятий в бюджетную систему РФ дополнительно мобилизовано 42 млрд руб., что также лучше показателя 2013 года.

Однако результатом налоговых проверок не всегда бывают дополнительные поступления в бюджет. Иногда они приводят к спорам с налогоплательщиками и возникновению задолженности, которую еще предстоит взыскать. Каковы успехи в этой сфере?

Говоря о судебно-правовой работе, следует отметить сохранение устойчивой тенденции снижения количества обращений налогоплательщиков в судебные органы, а также бесперспективных дел. Этому способствует не только проведение полного комплекса контрольных мероприятий, подтверждающих обоснованность вынесенного налоговым органом решения, но и качественное рассмотрение жалоб налогоплательщиков в досудебном порядке, критическая оценка необоснованных решений.

За 2014 год Управлением было удовлетворено 18,2 % от общего количества поступивших жалоб и 6,9 % от общей суммы требований, оспариваемых налогоплательщиками. К слову, это по удовлетворенным суммам требований в 3,6 раза меньше, чем в 2013 году.
Как следствие, количество дел, рассмотренных судами первой инстанции, с участием юридических лиц снизилось на 22 %. Аналогичная тенденция прослеживается и по налоговым спорам с индивидуальными предпринимателями.

Показательно, что на фоне снижения количества судебных дел сумма требований налогоплательщиков, рассмотренная судами в пользу налоговых органов, увеличилась на 4 % и составила почти 31 млрд руб., или 75 % от оспариваемой суммы.

Что касается взыскания налоговой задолженности, то его эффективность растет. В 2014 году скоординированные действия налоговых органов по всем направлениям такой работы позволили урегулировать образовавшуюся задолженность на сумму 148,9 млрд руб., из которых было взыскано 75,2 млрд руб. С учетом процедур банкротства эффективность взыскания на 1 января 2015 г. составила72,8 % (по итогам 2013 года — 53,8 %).

В целом за отчетный период абсолютная сумма задолженности снижена на 18,8 млрд руб.