РУС ENG

О новом торговом сборе в столице

77 город Москва

Дата публикации: 13.07.2015

Издание: Спутник главбуха
Тема: Торговый сбор
Источник:  http://sgb.glavbukh.ru/article.aspx?aid=398426

С 1 июля в столице введен торговый сбор (Закон г. Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62). Администрировать торговый сбор налоговики будут при поддержке Департамента экономической политики и развития г. Москвы. Он проверит, верные ли сведения сообщили о себе компании, у которых в Москве есть торговые точки и магазины. А УФНС России по г. Москве и инспекции будут отвечать за постановку на учет плательщиков торгового сбора и его своевременную уплату. Самые запутанные и частые вопросы мы задали представителям обоих ведомств.

Светлана Семеновна Громова, заместитель руководителя УФНС России по г. Москве, советник государственной гражданской службы РФ 1-го класса:

— Светлана Семеновна, торговый сбор в Москве надо платить с 1 июля. Компания, которая является плательщиком торгового сбора, должна уведомить об этом инспекцию. Срок — пять рабочих дней с начала торговой деятельности на объекте. А если торговля велась и до 1 июля, в какой срок надо уведомить налоговиков?

— Не позднее 7 июля. В данном случае срок надо считать с 1 июля, то есть с даты, когда у компании появилась обязанность платить торговый сбор.

— Какие последствия возможны, если организация не уведомит инспекцию о том, что является плательщиком торгового сбора, или сделает это с опозданием?

— Отсутствие уведомления будет означать, что компания осуществляет деятельность без постановки на учет в налоговой инспекции (п. 2 ст. 416 НК РФ. — Примеч. ред.). Для компании минимальный штраф за такое нарушение составляет 40 000 руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ. — Примеч. ред.). А для должностных лиц — от 2000 до 3000 руб. (ч. 2 ст. 15.3 КоАП РФ. — Примеч. ред.). Также возможны санкции в соответствии с пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ — штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный в налоговую инспекцию документ. Кроме того, не подавшие уведомление плательщики торгового сбора лишатся права учесть его при расчете налога (абз. 2 п. 10 ст. 286 НК РФ. — Примеч. ред.).

— Должна ли вести раздельный учет компания, которая занимается двумя видами торговли, один из которых подпадает под сбор, а второй нет?

— Компания, которая находится на общей системе налогообложения, не должна вести раздельный учет. В пункте 10 статьи 286 Налогового кодекса РФ говорится лишь о том, что такая организация вправе вычесть уплаченный сбор из региональной части налога на прибыль.

— А если компания применяет упрощенку?

— Здесь все иначе. Компания на упрощенке вправе вычесть сбор лишь из налога, рассчитанного по итогам работы конкретного торгового объекта (п. 8 ст. 346.21 НК РФ. — Примеч. ред.). Получается, что компаниям на упрощенке с объектом «доходы» потребуется вести раздельный учет.

— Организация на упрощенке с объектом «доходы» может уменьшить налог на страховые взносы максимум на 50 процентов от его суммы. Распространяется ли это правило на торговый сбор?

— Нет, не распространяется. Торговый сбор можно вычесть полностью. Но только из той части налога по упрощенной системе налогообложения, которая зачисляется в бюджет Москвы (п. 8 ст. 346.21 НК РФ. — Примеч. ред.).

— Налоговый кодекс РФ позволяет зачесть между собой налоги, поступающие в один бюджет. Торговый сбор, как и земельный налог, попадает в местный бюджет. Значит, переплату по земельному налогу можно зачесть в счет уплаты сбора и наоборот?

— Да, верно. К местным налогам и сборам относятся земельный налог, налог на имущество физических лиц и торговый сбор (п. 3 ст. 15 НК РФ. — Примеч. ред.). Значит, зачет между ними правомерен. Основание — статья 78 Налогового кодекса РФ.

— Должны ли платить торговый сбор подмосковные компании, у которых есть магазины в Москве?

— Да, должны. Cбором облагается деятельность на объекте движимого или недвижимого имущества, используемого для торговой деятельности (п. 1 ст. 413 НК РФ. — Примеч. ред.). Поэтому важно, где находится магазин, а не где стоит на учете организация. Подмосковная компания, у которой есть магазин в Москве, должна встать на учет в качестве плательщика торгового сбора по местонахождению этого магазина.

Мария Андреевна Багреева, заместитель руководителя Департамента экономической политики и развития г. Москвы:

— Мария Андреевна, в Налоговом кодексе РФ и в столичном законе о торговом сборе отсутствуют определения для разных объектов торговли. Как торговцу понять, относится его деятельность, например, к торговле через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, или нет?

— Вы правы, в Налоговом кодексе таких определений нет, в отраслевых законах тоже. Поэтому мы считаем, что можно ориентироваться на правила, действующие для ЕНВД и патентной системы налогообложения (гл. 26.3 и 26.5 НК РФ. — Примеч. ред.). Тогда получается, что под определение «стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов», попадают крытые рынки, ярмарки, киоски, палатки, торговые автоматы и т. п. (ст. 346.27, подп. 7 п. 3 ст. 346.43 НК РФ. — Примеч. ред.).

— Кто и как будет составлять списки плательщиков торгового сбора для налоговых инспекций?

— До 7 июля 2015 года организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся торговлей на территории Москвы, должны уведомить налоговиков о том, что они являются плательщиками торгового сбора. Департамент экономической политики и развития г. Москвы проверит полноту и достоверность представленной информации на основе имеющихся в ведомстве данных о торговых объектах. Если обнаружится, что компании предоставили недостоверные сведения или вовсе не подали уведомление, налоговики поставят их на учет на основе информации, поступившей из департамента.

— Многих наших читателей интересует вопрос: не относится ли к развозной и разносной розничной торговле деятельность интернет-магазинов? Ведь доставка осуществляется с помощью экспедиторов и пеших курьеров.

— Мы считаем, что не относится. Обратимся к ГОСТ Р 51303–2013 (утв. приказом Росстандарта от 28 августа 2013 г. № 582-ст. — Примеч. ред.). Развозная торговля — это торговля, осуществляемая с использованием специально оборудованного для этого транспорта. К ней относят продажу товаров с автофургонов, тонаров, автоприцепов и т. д. Разносная торговля согласно ГОСТу предполагает непосредственный контакт продавца с покупателем. Не важно, где это происходит — в организациях, на транспорте, на дому или на улице. Это может быть торговля с рук, ручных тележек, из корзин и других приспособлений для демонстрации товаров, удобства их переноски и продажи.

Деятельность интернет-магазинов не предполагает контакта самого продавца с покупателем. Поэтому она не относится ни к развозной, ни к разносной розничной торговле. К ней применимо определение «торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада». Однако в Москве такая деятельность не подпадает под торговый сбор.

— Некоторые оптовые компании продают товар прямо в офисе. Часто даже касса стоит. Такие организации должны платить торговый сбор?

— Да, должны. Если в офисе помимо кассового аппарата также имеются стеллажи для выкладки и демонстрации товара и есть все условия для обслуживания покупателей, такое помещение будет считаться объектом стационарной торговой сети, имеющим торговый зал.

— Компания продавала товары в торговом павильоне. Затем деятельность прекратили, но кассовый аппарат с учета не сняли. Такая компания считается плательщиком торгового сбора?

— Наличие кассового аппарата само по себе не влечет обязанности по уплате сбора. Компания будет считаться его плательщиком, только если продаст товар в том павильоне хотя бы раз в квартал. Другое дело, если организация уже встала на учет в налоговой инспекции, а потом решила завершить свою деятельность. В этом случае необходимо отправить в инспекцию уведомление о прекращении деятельности торгового объекта, для того чтобы впредь не платить сбор на законных основаниях (п. 4 ст. 416 НК РФ. — Примеч. ред.). Днем снятия с учета в качестве плательщика сбора будет дата, указанная в уведомлении.