ENG

Глава УФНС России по г. Москве Марина Третьякова: «Половину бюджета составляют налоги на доходы горожан»

77 город Москва

Дата публикации: 16.12.2015

Издание: Сетевое издание m24.ru
Тема: Итоги деятельности УФНС России по г. Москве
Источник:  http://www.m24.ru/articles/92080


В 2015 году в системе сбора налогов в Москве произошло несколько изменений. Был введен торговый сбор, изменился порядок начисления налога на имущество физлиц. О результатах нововведений, борьбе с серыми зарплатами и контроле за лотереями в интервью m24.ru рассказала руководитель УФНС России по  г. Москве Марина Викторовна Третьякова.

М-24:
− Расскажите, пожалуйста, каков объем налоговых поступлений в столичную казну за последние три года, в том числе от крупных компаний? Какие новые налоги появились?

М.В. Третьякова:
− Налоговые поступления в бюджет Москвы растут все последние годы. Если в 2012 году объем налоговых доходов бюджета составлял 1 триллион 258,5 млрд рублей, то к 2014 году сумма увеличилась на 81,1 млрд рублей, достигнув 1 триллиона 339,6 млрд рублей.

Основные доходы поступают от организаций, занимающихся недвижимым имуществом – более 22 процентов, оптово-розничной торговли − 20,9 процента, финансового сектора экономики − 13,8 процента, обрабатывающего сектора – 7 процентов, транспорта и связи − 6,1 процента, а также строительных − 4,9 процента.

Налоги на доходы горожан обеспечивают почти половину объема столичного бюджета. Доля налога на прибыль организаций также составляет немалую часть − около 40 процентов, а налог на имущество организаций приносит московскому бюджету примерно 7 процентов от общего объема поступлений.

Отмечу, что растет значимость имущественных налогов. Изменился порядок начисления налога на имущество организаций. С 1 января 2014 года в отношении отдельных объектов коммерческой недвижимости, перечень которых утверждается Правительством Москвы, налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости, в то время как ранее все имущество организаций облагалось по остаточной стоимости, определяемой в соответствии с правилами бухгалтерского учета.

С 1 января 2015 года изменился и порядок исчисления налога на имущество физических лиц. Теперь сумма налога будет рассчитываться исходя  из кадастровой стоимости объектов налогообложения, а не инвентаризационной стоимости, как это было ранее.

Хочу обратить внимание и на изменение ставок налога. Например, при кадастровой стоимости объектов налогообложения до 10 млн рублей ставка налога на имущество физических лиц установлена в размере 0,1 процента; свыше 10 млн рублей до 20 млн рублей  ставка налога составляет 0,15 процента; свыше 20 млн рублей до 50 млн рублей ставка налога  - 0,2 процента. Для гаражей и машино-мест налоговая ставка предусмотрена в размере 0,1 процента от кадастровой стоимости.

При этом все существующие льготы по налогу на имущество физических лиц сохранены. Однако они будут предоставляться в отношении одного объекта налогообложения каждого вида, например, в отношении одной квартиры, одного жилого дома, одного гаража. Какой объект это будет – выбирает сам налогоплательщик.

Для того чтобы воспользоваться льготой налогоплательщику  необходимо представить в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении льготы, документы, подтверждающие право на налоговую льготу, а также уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота.

Уведомление о выбранных объектах налогообложения предоставляется до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота.

При непредставлении такого уведомления льгота по налогу на имущество физических лиц будет предоставлена налоговым органом в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

Первый раз уплатить налогоплательщикам налог на имущество физических лиц, исчисленный по новым правилам, необходимо будет в  2016 году.

Рассчитать самостоятельно предполагаемую к уплате в 2016 году сумму налога на имущество физических лиц за 2015 год можно на сайте ФНС России в разделе «Налог на имущество физических лиц 2016», используя сервис «Предварительный расчет налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости».

М-24:
С июля 2015 года в Москве введен торговый сбор.  А каков сбор налогов с индивидуальных предпринимателей? Растет ли количество и сумма штрафов за неуплату налогов?

М.В. Третьякова:
− По данным на 1 октября 2015 года от индивидуальных предпринимателей, применяющих общую систему налогообложения, в бюджет поступило 1373 млн рублей. Это на 5,8 процента больше, чем за тот же период 2014 года. Индивидуальные предприниматели, использующие патентную систему налогообложения, принесли бюджету 883,5 млн рублей, то есть 137,9 процента прошлогодних поступлений.

Мы проводим контрольную работу по привлечению всех индивидуальных предпринимателей к предоставлению отчетности. В адрес индивидуальных предпринимателей, не представляющих отчетность, направляются соответствующие уведомления, выносятся решения о приостановлении движения по счетам в банках и т.п. Кроме того, направляются запросы в органы ПФР о предоставлении сведений об уплате страховых взносов. Благодаря проведенной работе 7,5 тысяч предпринимателей дополнительно уплатили в бюджет сумму в размере 30,4 млн рублей. В прошлом году таких предпринимателей было 5,8 тысяч и в бюджет поступило 28,5 млн рублей.

М-24:
− Растет ли число убыточных организаций в столице? Как работают с такими организациями налоговые органы?

М.В. Третьякова:
− Это очень актуальный сегодня вопрос. В условиях кризиса в экономике перед налоговой службой остро стоит задача пополнения доходной части бюджета. Одно из ключевых направлений администрирования налога на прибыль – работа с убыточными организациями. Мы уделяем большое внимание камеральным проверкам, то есть проверкам на основе деклараций, предоставленных налогоплательщиками. За 9 месяцев 2015 года проверено более 98 тысяч деклараций, в которых заявлены налоговые убытки. Количество убыточных организаций снизилось более чем на тысячу по сравнению с первым полугодием прошлого года.

Как показала практика, очень эффективными являются встречи с руководителями убыточных предприятий. Кроме того, важную роль играет взаимодействие налоговых инспекций с исполнительной властью города. За девять месяцев 2015 года в префектурах и отраслевых департаментах проведено 33 заседания рабочих групп межведомственной комиссии Правительства Москвы. В них участвовали представители 125 убыточных организаций.

Общим итогом работы с убыточными организациями за девять месяцев 2015 года явилось уменьшение налоговых убытков на 220 671,6 млн рублей и доначисление налога на прибыль в сумме 1679,0 млн рублей.

Так, в течение девяти месяцев 2015 года налогоплательщиками представлено 8927 уточненных деклараций с уменьшением убытков и самостоятельным доначислением налога. Результаты камеральных проверок данной группы налогоплательщиков также показали хороший результат в части доначисления налога на прибыль.

М-24:
− Актуальна ли в столице проблема серых зарплат? Как выявляются компании, которые платят деньги в конверте? Сколько не дополучает бюджет от серых схем работодателей?

М.В. Третьякова:
− К сожалению, некоторые сотрудники до сих пор соглашаются на подобные условия работы, думая, что не проиграют от этого. На деле работодатель, выдавая зарплату или ее часть в конверте, без отражения в бухгалтерском учете и, соответственно, без уплаты налогов и отчислений в фонд социальной защиты, крадет значительную часть пенсии работников. В итоге в проигрыше оказываются и работник, и государство.

Работа в отношении недобросовестных организаций, пытающихся уйти от налогообложения путем выплаты серой заработной платы, проводится на постоянной основе. Инспекции проводят анализ показателей, содержащихся в справках о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ для поиска организаций, выплачивающих низкую заработную плату. Кроме того, регулярно производится обмен информацией между налоговыми органами, органами Пенсионного фонда России, инспекциями труда города Москвы.

В итоге за девять месяцев текущего года на заседаниях комиссии по легализации налоговой базы в инспекциях заслушано почти 7000 дел организаций, что на 48 процентов больше по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Бюджету это дополнительно принесло 570 млн рублей − на 103 процента больше, чем за девять месяцев прошлого года. На заседаниях комиссии по легализации налоговой базы организациям предлагается повысить заработную плату работникам и представить подтверждающие документы. Кроме того, инспекции постоянно мониторят поступления налога от этих организаций.

М-24:
− Как регулируется в Москве лотерейный бизнес? Есть ли лотереи с серыми схемами? Нужно ли регулировать этот рынок, если да, то как?

М.В. Третьякова:
− Организация и проведение лотерей в РФ, иными словами лотерейный бизнес, регулируется Федеральным законом от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях». Организаторами лотерей могут быть федеральные органы исполнительной власти, которые по результатам открытого конкурса заключают госконтракты на проведение лотерей с компаниями, предложившими лучшие условия исполнения таких контрактов.

В настоящее время проводятся две тиражные и 10 бестиражных всероссийских государственных лотерей в поддержку развития спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва, организатором которых выступает Минфин России, оператором – ООО «Спортлото», а также пять тиражных всероссийских государственных лотерей в поддержку развития физической культуры и спорта, организованные Минспортом России и проводимые ЗАО «Государственные спортивные лотереи». Проведение лотерей в интернете или с помощью иных средств связи, а также лотерейных терминалов запрещено. Запрет не распространяется на проведение международных и государственных лотерей. Международные лотереи проводятся на основании международных договоров Российской Федерации, однако такие договоры в настоящее время не заключены, поэтому международные лотереи не проводятся.

Мы осуществляем надзор за проведением лотерей, в том числе с помощью плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся ежегодно, первую проверку проводят через год после того, как юридическое лицо заключает контракт на проведение лотереи. Основанием для внеплановой проверки может стать заявление от гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица, информация от органов государственной власти, местного самоуправления, а также из СМИ о нарушении обязательных требований при проведении лотерей. Отмечу, что внеплановая проверка может быть проведена только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица – оператора лотереи.

М-24:
− Как взаимодействуют налоговые инспекции с территориальными многофункциональными центрами оказания услуг по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей? Какие плоды приносит сотрудничество, будет ли оно развиваться и как?

М.В. Третьякова:
− Сейчас в МФЦ Басманного района города Москвы в рамках пилота предоставляется госуслуга «Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянского (фермерского) хозяйства при создании». Мы предложили расширить пилотный проект на все территориальные отделения МФЦ Москвы.

В настоящее время с ГБУ МФЦ города Москвы достигнута договоренность о расширении пилотного проекта на филиалы ГБУ МФЦ города Москвы районов: Арбат, Замоскворечье, Красносельский, Таганский, Хамовнический, Мещанский, Пресненский. Предоставление госуслуги начнется после внесения изменений в совместные документы.