Ваш регион Выберите регион по карте
Введите первые буквы или номер региона, выберите из списка или на карте.
A- A A+

СА-4-9/1280

Дата публикации: 08.02.2018

Дата решения: 26.01.2017

Номер решения: СА-4-9/1280@

Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

Статьи Налогового кодекса: Статья 257, Статья 258, Статья 259

Вид налога: Налог на прибыль организаций

Тема налогового спора:

Правомерность доначисления налога на прибыль организаций на сумму излишне начисленной амортизации

 

Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Начисление амортизации по модернизированному основному средству начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был модернизирован.

Позиция налогоплательщика: При проведении модернизации основного средства срок его полезного использования не изменяется и норма амортизации, установленная ранее при вводе в эксплуатацию этого объекта основного средства, не пересчитывается. Амортизация модернизированного основного средства производится до полного списания первоначальной стоимости объекта.

Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе:

Пунктом 1 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) установлено, что первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, либо выявлено в результате инвентаризации, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктами 8 и 20 статьи 250 Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Кодексом.

В силу пункта 2 статьи 257 Кодекса первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

На основании пункта 1 статьи 258 Кодекса амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями статьи 258 Кодекса и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после даты ввода его в эксплуатацию в случае, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта увеличился срок его полезного использования. При этом увеличение срока полезного использования основных средств может быть осуществлено в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство.

Если в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта основных средств срок его полезного использования не увеличился, налогоплательщик при исчислении амортизации учитывает оставшийся срок полезного использования.

В ходе проведения выездной налоговой проверки налоговым органом установлено, что Общество неправомерно учло в составе расходов излишне начисленную сумму амортизации по объектам основных средств.

Основанием для указанного вывода послужил довод налогового органа о том, что Обществом при расчете суммы амортизационных начислений в отношении ряда объектов основных средств неверно отражен срок полезного использования.

Кроме того, по основному средству «Система видеонаблюдения» по данным Общества 01.09.2013 была проведена модернизация.

Следовательно, начисление амортизации за 2013 год в отношении основного средства «Система видеонаблюдения» с учетом проведенной модернизации начинается с 01.10.2013.

Однако сумма амортизационных начислений за 2013 год в отношении данного объекта основных средств рассчитана Обществом с 01.09.2013.

В отношении объекта основных средств «Система видеонаблюдения» Федеральной налоговой службой установлено следующее.

В соответствии с пунктом 4 статьи 259 Кодекса начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, в том числе по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации.

В силу пункта 3 статьи 272 Кодекса амортизация признается в качестве расхода ежемесячно исходя из суммы начисленной амортизации, рассчитываемой в соответствии с порядком, установленным статьями 259, 259.1, 259.2 и 322 Кодекса.

Расходы в виде капитальных вложений, предусмотренные пунктом 9 статьи 258 Кодекса, признаются в качестве косвенных расходов того отчетного (налогового) периода, на который в соответствии с главой 25 Кодекса приходится дата начала амортизации (дата изменения первоначальной стоимости) основных средств, в отношении которых были осуществлены капитальные вложения.

Учитывая пункт 4 статьи 259 Кодекса и пункт 3 статьи 272 Кодекса начисление амортизации и амортизационной премии в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения начинается с даты изменения первоначальной стоимости, т.е. с даты окончания работ, подтвержденной документом, оформленным в соответствии с требованиями пункта 1 стать 252 Кодекса.

Следовательно, вывод налогового органа о том, что начисление амортизации по модернизированному основному средству начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был модернизирован, является неправомерным.

В указанной части Федеральная налоговая служба признала Решение необоснованным и несоответствующим законодательству Российской Федерации о налогах и сборах.

Полный текст решения


Если Вы заметили на сайте опечатку или неточность, мы будем признательны, если Вы сообщите об этом.
Выделите текст, который, по Вашему мнению, содержит ошибку, и нажмите на клавиатуре комбинацию клавиш: Ctrl + Enter или нажмите сюда.