Страховые взносы

С 1 января 2017 года все положения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов перенесены в НК РФ. При этом НК РФ дополнен новым разделом XI «Страховые взносы в Российской Федерации» и новой главой 34 «Страховые взносы».

В НК РФ страховые взносы выведены в отдельный обязательный платеж и их понятие, также, как и определение налога и сбора, закреплено в статье 8 НК РФ. Так, под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Следует отметить, что положения НК РФ не применяются к отношениям по установлению и взиманию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, которые регулируются отдельными законами.

Разграничение полномочий между ФНС России и государственными внебюджетными фондами при осуществлении полномочий по администрированию страховых взносов

^К началу страницы

Налоговые органы
  • прием расчетов по страховым взносам, начиная с представления расчета по страховым взносам за отчетный период - 1 квартал 2017 года;
  • контрольные мероприятия по страховым взносам в соответствии с положениями НК РФ;
  • взыскание задолженности по страховым взносам, в том числе возникшей до 1 января 2017 года, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами СФР;
  • иные полномочия по администрированию страховых взносов с 1 января 2017 г.
СФР России

Начиная с 01.01.2023 ПФР и ФСС России объединены в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - СФР)

  • прием расчетов по страховым взносам за периоды 2010-2016 гг.;
  • контрольные мероприятия по страховым взносам за периоды 2010-2016 гг.;
  • за органами СФР сохранены функции по проверке расходов по больничным листам и материнству и возмещение сумм превышения понесенных расходов над исчисленными взносами и администрирование страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации»);
  • за органами СФР сохранены функции по ведению персонифицированного учета и администрирования страховых взносов по добровольному пенсионному страхованию (в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации»).

Особенности постановки на учет плательщиков страховых взносов

^К началу страницы

С 1 января 2017 года все плательщики страховых взносов учитываются налоговыми органами.

При этом процедура постановки на учет (снятия с учета) в налоговых органах организаций и индивидуальных предпринимателей не претерпела значительных изменений. Так, постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через отделение, а также индивидуального предпринимателя по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Вместе с тем в силу специфики страховых взносов появились некоторые особенности постановки на учет отдельных категорий плательщиков страховых взносов.

Например, постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе международной организации, признаваемой плательщиком страховых взносов, осуществляется налоговым органом на основании заявления такой международной организации о постановке на учет (снятии с учета) в качестве плательщика страховых взносов.

Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе арбитражного управляющего, оценщика осуществляется налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков. Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе патентного поверенного осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых Федеральной службой по интеллектуальной собственности.

Постановка на учет (снятие с учета) физического лица в качестве плательщика страховых взносов, в качестве медиатора осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании заявления этого физического лица о постановке на учет (снятии с учета) в качестве плательщика страховых взносов (в качестве медиатора), представляемого в любой налоговый орган по его выбору.

Налоговым кодексом Российской Федерации обязанность по постановке на учет в качестве плательщика страховых взносов на основании заявления не предусмотрена для следующих категорий физических лиц, признаваемых согласно статье 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов:
  • физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, которое нанимает работников для своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
  • адвокат;
  • нотариус, занимающийся частной практикой;
  • арбитражный управляющий;
  • оценщик, занимающийся частной практикой;
  • патентный поверенный, занимающийся частной практикой;
Если индивидуальный предприниматель или иное физическое лицо, относящееся к указанным выше категориям, осуществляет выплаты физическим лицам (например, няне, шоферу, садовнику и т.п.) по деятельности, не связанной с деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя, или иной профессиональной деятельностью, то индивидуальный предприниматель (физическое лицо иных категорий) в соответствии с пунктом 7.2 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации может подать заявление физического лица о постановке на учет в качестве плательщика страховых взносов в любой налоговый орган по своему выбору.

Согласие налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя - налогоплательщика (плательщика страховых взносов).

Признать общедоступными можно как все сведения, так и отдельные их виды. Свое согласие на признание сведений общедоступными налогоплательщик предоставляет по личной инициативе.

Плательщики страховых взносов

^К началу страницы

Пунктом 3.4 статьи 23 НК РФ отдельно выделены обязанности плательщиков страховых взносов, к которым относятся:
  1. уплата страховых взносов, установленных НК РФ;
  2. ведение учета объектов обложения страховыми взносами, сумм исчисленных страховых взносов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты и иные вознаграждения;
  3. представление в налоговый орган по месту учета расчетов по страховым взносам;
  4. представление в налоговые органы документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов;
  5. представление в налоговые органы в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ, сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета;
  6. обеспечение в течение шести лет сохранности документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов;
  7. сообщение в налоговый орган по месту нахождения российской организации - плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями;
  8. иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В статье 419 НК РФ закреплены две категории плательщиков страховых взносов:
  1. плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
  2. плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а именно индивидуальные предприниматели подробнее, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой подробнее.

Объект обложения страховыми взносами

^К началу страницы

В соответствии со статьей 420 НК РФ для плательщиков – организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам и т.п.):
  1. в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;
  2. по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;
  3. по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

Для плательщиков физических лиц, производящих выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам (контрактам) и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг в пользу физических лиц (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателя, адвокатам, нотариусам и т.п.).

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 Кодекса.

База для исчисления страховых взносов

^К началу страницы

База для исчисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом обложения, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами (например, пособия, компенсации, материальная помощь и др.).

Полный список сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, изложен в статье 422 Кодекса.

При этом база для начисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого физического лица по истечении каждого календарного месяца с начала расчетного периода нарастающим итогом.

База для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и база для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством имеет предельную величину, после которой страховые взносы не взимаются.

Исключение составляют страховые взносы, уплачиваемые основной категорией плательщиков при применении общеустановленного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В этом случае страховыми взносами также облагаются выплаты сверх установленной предельной величины базы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 10 % сверх указанной величины. Предельная величина базы для исчисления страховых взносов ежегодно индексируется и устанавливается Правительством Российской Федерации.

Начиная с 2023 года единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов:

Год

Единая предельная величина базы для начисления, в руб.

Постановление Правительства Российской Федерации

2024

2 225 000

от 10.11.2023 № 1883

2023

1 917 000

от 25.11.2023 № 2143

До 2023 года предельная величина базы для исчисления страховых взносов составляла:

Период

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством (ОСС)

Обязательное пенсионное страхование (ОПС)

Постановление Правительства Российской Федерации

2022 год

1 032 000

1 565 000

от 16.11.2021 № 1951

2021 год

966 000

1 465 000

от 26.11.2020 № 1935

2020 год

912 000

1 292 000

от 06.11.2019 № 1407

2019 год

865 000

1 150 000

от 28.11.2018 № 1426

2018 год

815 000

1 021 000

от 15.11.2017 № 1378

2017 год

 

755 000

876 000

от 29.11.2016 № 1255

 

Тарифы страховых взносов

^К началу страницы

Для основной категории плательщиков страховых взносов установлен тариф страховых взносов в размере 30 % (22 % - на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов, 2,9 % - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах взносооблагаемой базы и 5,1 % на обязательное медицинское страхование). Кроме того, сверх вышеупомянутой величины базы для исчисления страховых взносов уплачиваются страховые взносы в ПФР исходя из тарифа 10 %.

Для основной категории плательщиков страховых взносов до 31.12.2022 были установлены следующие тарифы страховых взносов.

Тарифы

Обязательное пенсионное страхование (ОПС)

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством (ОСС)

Обязательное медицинское страхование (ОМС)

С выплат в пределах установленной предельной величины базы для начисления взносов

22%

2,9%, 1,8% - с выплат временно пребывающим на территории РФ иностранцам и лицам без гражданства (кроме высококвалифицированных специалистов)

 

 

 5,1%

С выплат сверх установленной предельной величины базы для начисления взносов

10%

X

Начиная с 2023 года установлен единый тариф страховых взносов:

  • в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов - 30 процентов;
  • свыше установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов - 15,1 процента.

С выплат в пользу застрахованных лиц, которые заняты на отдельных видах работ, страхователи также должны уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам.

Для отдельных категорий плательщиков предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов.

Порядок и условия применения пониженных тарифов страховых взносов установлены статьей 427 Кодекса.

Что касается дополнительных тарифов страховых взносов, то в отношении выплат в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ), установлен дополнительный тариф страховых взносов на ОПС в размере 9 % (на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах).

В отношении выплат в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, (например, занятых на работах с тяжелыми условиями труда, на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца и других полезных ископаемых, на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью в текстильной промышленности и др.), установлен дополнительный тариф страховых взносов на ОПС в размере 6%.

Однако в случае, если у плательщика-работодателя проведена специальная оценка условий труда и рабочие места по результатам такой специальной оценки признаны вредными и (или) опасными, то взамен вышеуказанных тарифов плательщики в зависимости от класса условий труда, установленного по результатам специальной оценки условий труда, применяются дифференцированные размеры дополнительных тарифов.

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

Опасный

4

8%

Вредный

 

 

 

3.4

7%

3.3

6%

3.2

4%

3.1

2%

Допустимый

2

0%

Оптимальный

1

0%

Тарифы взносов на дополнительное социальное обеспечение отдельных категорий работников составят:

  • в отношении выплат в пользу членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации - 14 %;
  • в отношении выплат в пользу работников, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт, и работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин – 6,7 %.

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов

^К началу страницы

До 01.01.2023 сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

С 01.01.2023 сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 28-го числа следующего календарного месяца.

Сумма страховых взносов определяется в рублях и копейках и исчисляется отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Расчетным периодом признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

До 1 января 2021 года плательщик страховых взносов мог уменьшить сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму произведенных им расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования.

С 1 января 2021 года страховые взносы, исчисленные с выплат застрахованным лицам (пособия на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) осуществляющиеся территориальными органами ФСС России, и иных вознаграждений в пользу физлиц, не могут быть уменьшены работодателями на суммы расходов на выплату страхового обеспечения.

Представление отчетности

^К началу страницы

Расчет по страховым взносам за период 2017-2019 гг. представляется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@.

Расчет по страховым взносам за отчетные периоды 2020 г. представляется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@ (в ред. приказа ФНС России от 15.10.2020 № ЕД-7-11/751@).

Расчет по страховым взносам за расчетный период 2020 г. и расчетный (отчетный) период 2021 г. представляется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 15.10.2020 № ЕД-7-11/751@.

Расчет по страховым взносам за расчетный (отчетные) периоды 2022 г. представляется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 06.10.2021 № ЕД-7-11/875@.

Начиная с отчетного периода 1 квартал 2023 г. расчет по страховым взносам представляется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 29.09.2022 № ЕД-7-11/878@, в том числе, и с учетом изменений, внесенных приказом от 29.09.2023 № ЕА-7-11/696@.

Начиная с отчетного периода 1 квартал 2023 г. расчет по страховым взносам представляется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 29.09.2022 № ЕД-7-11/878@.

До 01.01.2023 организации, производящие выплаты в пользу физических лиц, представляют расчет по страховым взносам в налоговые органы не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.

С 01.01.2023 организации, производящие выплаты в пользу физических лиц, представляют расчет по страховым взносам в налоговые органы не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.

С 01.01.2023 организации, производящие выплаты в пользу физических лиц, представляют персонифицированные сведения о физических лицах, включающие персональные данные физических лиц и сведения о суммах выплат и иных вознаграждений в их пользу за предшествующий календарный месяц не позднее 25-го числа каждого месяца, следующего за истекшим.

С 01.01.2020 - если численность физических лиц, которым за расчетный (отчетный) период начислены выплаты, превышает 10 человек, то расчет представляется в электронной форме. Этот же критерий применяется и к вновь созданным организациям (п. 10 ст. 431 Кодекса).

Уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями, имеющими обособленные подразделения, по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которым организацией открыты счета в банках и которые наделены полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждения в пользу физических лиц.

В случае отсутствия у организации выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц в течение того или иного расчетного (отчетного) периода, плательщик обязан представить в налоговый орган расчет по страховым взносам с нулевыми показателями.

Кодексом не предусмотрено освобождение от исполнения обязанности плательщика страховых взносов по представлению расчетов по страховым взносам в случае неосуществления организацией финансово-хозяйственной деятельности.

Если в представляемом организацией расчете по страховым взносам сведения по каждому физическому лицу содержат ошибки в суммовых показателях, либо суммовые показатели по всем физическим лицам не соответствуют суммовым показателям в целом по плательщику, а также если в расчете указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме (10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе), направляется соответствующее уведомление.

Во избежание представления расчетов по страховым взносам с ошибками, препятствующими его принятию, плательщикам страховых взносов необходимо удостовериться в том, что расчет по страховым взносам соответствует требованиям, установленным контролями показателей формы расчета в соответствии с письмами ФНС России:

  • за 2017 - 2019 гг. от 29.12.2017 № ГД-4-11/27043@;
  • за 2020 - 2021 гг. от 07.02.2020 N БС-4-11/2002@;
  • начиная с 1 кв. 2022 от 05.03.2022 № БС-4-11/2740@;
  • начиная с 1 кв. 2023 г. от 10.03.2023 № БС-4-11/2773@;
  • начиная с 1 кв. 2024 г. от 26.02.2024 № БС-4-11/2112@.

Проверка корректности СНИЛС

^К началу страницы

Федеральная налоговая служба для проверки правильности заполнения плательщиками в расчете по страховым взносам значения поля «СНИЛС» в целях исключения представления в налоговый орган недостоверных (некорректных) персональных данных застрахованных лиц размещает алгоритм формирования контрольного числа страхового номера индивидуального лицевого счета (далее – СНИЛС)(проверка правильности контрольной суммы). Контрольное число СНИЛС рассчитывается следующим образом:
  • каждая цифра СНИЛС умножается на номер своей позиции (позиции отсчитываются с конца);
  • полученные произведения суммируются;
  • последние две цифры остатка являются контрольным числом и не должны превышать значение 100

Пример

Указанный СНИЛС:

1 1 2 -  2 3 3 -  4 4 5 -  9 5

Проверяем правильность контрольного числа:

Цифры номера

1

1

2

2

3

3

4

4

5

Номер позиции

9

8

7

6

5

4

3

2

1

1*9+1*8+2*7+2*6+3*5+3*4+4*3+4*2+5*1=95
Контрольное число = 95-указано верно
Некоторые частные случаи:
  • 99/!101!=99
  • 100/!101!=00
  • 101/!101!=00
  • 102/!101!=01


РАЗМЕР СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

^К началу страницы

До 01.01.2023 взносы в фиксированном размере рассчитываются в соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 статьи 430 Кодекса.

С 01.01.2023 взносы в совокупном фиксированном размере рассчитываются в соответствии с подпунктом 1.2. пункта 1 статьи 430 Кодекса.

С 01.01.2023 взносы в совокупном фиксированном размере для плательщиков, поставленных на учет в налоговых органах на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области и осуществляющих деятельность в указанных субъектах Российской Федерации рассчитываются в соответствии с подпунктом 1.3. пункта 1 статьи 430 Кодекса.

С 01.01.2023 плательщики страховых взносов, являющиеся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-I, уплачивают страховые взносы только на обязательное медицинское страхование в размере 19,8922% от совокупного фиксированного размера страховых взносов в соответствии с пунктом 1.4 статьи 430 Кодекса.

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов

Индивидуальные предприниматели уплачивают за себя страховые взносы в совокупном фиксированном размере не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 руб. за расчетный период, уплачиваются – не позднее 1 июля, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.

Если индивидуальный предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность не с начала календарного года или прекратил ее до его окончания, то в этом случае сумма страховых взносов определяется пропорционально отработанным месяцам.

За неполный месяц осуществления деятельности совокупный фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Для индивидуальных предпринимателей статьей 430 Кодекса предусматривается освобождение от уплаты страховых взносов за период:

  1. прохождения ими военной службы по призыву;
  2. ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  3. ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  4. проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
  5. проживания за границей супругов работников, направленных, в частности, в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
  6. нахождения под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
  7. пребывания в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  8. прохождения военной службы по контракту, заключенному в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

и в течение которых ими не осуществлялась предпринимательская деятельность, при условии представления в налоговый орган по месту учета Заявления об освобождении от уплаты страховых взносов (КНД 1150081) и подтверждающих документов.

Условия применения и полный список периодов, предусматривающих освобождение индивидуальных предпринимателей от уплаты страховых взносов, изложен в пункте 7 статьи 430 Кодекса

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов в установленный срок (31 декабря текущего календарного года - для совокупного фиксированного платежа и 1 июля года, следующего за расчетным – для 1 % с сумм дохода свыше 300 000 рублей) налоговый орган в определяет в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет недоимку по страховым взносам и взыскивает ее в установленном порядке.

Для индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников, представление отчетности по страховым взносам в налоговый орган законодательно не установлено.

Положением пункта 2 статьи 430 Налогового кодекса установлено, что главы КФХ уплачивают страховые взносы в совокупном фиксированном размере за себя и за каждого члена КФХ.

Размер страховых взносов в целом по крестьянскому (фермерскому) хозяйству за расчетный период определяется как произведение совокупного фиксированного размера страховых взносов, установленного подпунктом 1 пункта 1.2 или пунктом 1.3 статьи 430 Кодекса, и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.

До 01.01.2023 главы крестьянских (фермерских) хозяйств представляют расчет по страховым взносам за расчетный период до 30 января, следующего за истекшим расчетным периодом.

Начиная с 01.01.2023 главы крестьянских (фермерских) хозяйств представляют расчет по страховым взносам за расчетный период не позднее 25 января, следующего за истекшим расчетным периодом.

Перейти Рассчитать сумму страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период можно при помощи калькулятора по расчету страховых взносов

Начиная с 01.01.2023 страховые взносы уплачиваются на Единый налоговый счет

В отношении уплаты фиксированных страховых взносов в совокупном фиксированном размере Уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов (КНД 1110355) в налоговый орган не представляется.

Размер страховых взносов для физических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, в установленном законодательством Российской Федерации порядке

^К началу страницы

До 01.01.2023 взносы в фиксированном размере рассчитываются в соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 статьи 430 Кодекса.

С 01.01.2023 взносы в совокупном фиксированном размере рассчитываются в соответствии с подпунктом 1.2. пункта 1 статьи 430 Кодекса.

С 01.01.2023 взносы в совокупном фиксированном размере для плательщиков, поставленных на учет в налоговых органах на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области и осуществляющих деятельность в указанных субъектах Российской Федерации рассчитываются в соответствии с подпунктом 1.3. пункта 1 статьи 430 Кодекса.

С 01.01.2023 плательщики страховых взносов, являющиеся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-I, уплачивают страховые взносы только на обязательное медицинское страхование в размере 19,8922% от совокупного фиксированного размера страховых взносов в соответствии с пунктом 1.4 статьи 430 Кодекса.

Для физических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, в установленном законодательством Российской Федерации порядке предусматривается освобождение от уплаты страховых взносов за периоды:

  1. прохождения ими военной службы по призыву;
  2. ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  3. ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  4. проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
  5. проживания за границей супругов работников, направленных, в частности, в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
  6. нахождения под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
  7. в которых приостановлен статус адвоката, и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов (КНД 1150081).
  8. пребывания в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  9. прохождения военной службы по контракту, заключенному в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;

    При условии представления в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов (КНД 1150081) и подтверждающих документов.

  10. в которых приостановлен статус адвоката, и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов (КНД 1150081).

Условия применения и полный список периодов, предусматривающих освобождение физических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, от уплаты страховых взносов, изложен в пункте 7 статьи 430 Кодекса (активная ссылка на пункт).

Для физических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, не имеющих наемных работников, представление отчетности по страховым взносам в налоговый орган законодательно не установлено.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов в установленный срок (31 декабря текущего календарного года - для совокупного фиксированного платежа и 1 июля года, следующего за расчетным – для 1 % с сумм дохода свыше 300 000 рублей) налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет недоимку по страховым взносам и взыскивает ее в установленном порядке.

Перейти Рассчитать сумму страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период можно при помощи калькулятора по расчету страховых взносов

Начиная с 01.01.2023 страховые взносы в совокупном фиксированном размере уплачиваются на Единый налоговый счет.

В отношении уплаты фиксированных страховых взносов Уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов (КНД 1110355) в налоговый орган не представляется.


Письма ФНС России,
обязательные для применения налоговыми органами

О направлении рекомендуемой формы Извещения об отказе в приеме Уведомления плательщика страховых взносов, получившего после 1 января 2023 года статус резидента территории опережающего развития, расположенной на территории Дальневосточного федерального округа, или статус резидента свободного порта Владивосток, об использовании права на применение единых пониженных тарифов страховых взносов (КНД 1160297)

О применении единых пониженных тарифов страховых взносов резидентами территории опережающего развития, расположенной на территории Дальневосточного федерального округа, и резидентами свободного порта Владивосток, получившими соответствующие статусы после 01.01.2023

По порядку уплаты страховых взносов в совокупном фиксированном размере индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» и осуществляющими одновременно иную установленную законодательством Российской Федерации профессиональную деятельность, не являющуюся предпринимательской (деятельность адвоката, медиатора, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, патентного поверенного и иного лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой)

Все разъяснения по теме