Медиация – новое слово в налоговом контроле

Дата публикации: 16.11.2020 17:48

Руководитель Управления ФНС России по Санкт-Петербургу Гнедых А.В. принял участие в публичных обсуждениях в формате круглого стола по теме: «Перспективы использования медиативных процедур с налогоплательщиками во внесудебном порядке», организованного по инициативе уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Абросимова А.В.

В обсуждении в режиме видеоконференции участвовали руководители общественных организаций, представители малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга.

Гнедых А.В. отметил, что приоритетной в деятельности налоговых органов является аналитическая, превентивная работа. Количество проводимых выездных налоговых проверок за последние 5 лет снизилось более чем в 3 раза. При снижении количества выездных налоговых проверок сумма дополнительных поступлений в бюджет по результатам проведенной налоговыми органами контрольно - аналитической работы за 9 месяцев 2020 года составила 8 млрд. рублей, что в 2,6 раза больше, чем за аналогичный период  2019 года.

Выездная налоговая проверка является крайней мерой налогового контроля, ее проведение требует значительных трудовых и временных затрат как со стороны налогоплательщика, так и со стороны налогового органа.

Обеспечение добровольного исполнения налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов более эффективно, поэтому до назначения выездной налоговой проверки предусмотрено обязательное проведение налоговыми органами контрольно-аналитической работы по устранению выявленных предполагаемых нарушений.

Налоговые органы при выявлении признаков, свидетельствующих о возможном совершении налогового правонарушения, уведомляют налогоплательщика о таких рисках посредством:

- уведомления о выявленных расхождениях в налоговой отчетности,

- информационных писем о выявленных рисках;

- организации рабочих совещаний по рассмотрению выявленных рисков возможного совершения налоговых правонарушений.

В рамках обсуждения выявленных рисков налогоплательщик может услышать позицию налогового органа, определить возможные последствия для бизнеса, добровольно уточнить свои налоговые обязательства либо представить пояснения и документы, которые могли бы позволить налоговому органу снять возникшие вопросы. Открытый диалог между налоговым органом и налогоплательщиком часто позволяет избежать проведения выездной налоговой проверки.

Одним из новых механизмов контрольно-аналитической работы может стать процедура медиации в досудебном порядке. Суть механизма медиации заключается в привлечении третьей стороны (медиатора) – независимого эксперта, который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору (в данном случае по претензиям налоговой службы в отношении хозяйственной деятельности организации), при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения  по урегулированию спора и условия его разрешения

Для начала процедуры медиации с налогоплательщиком заключается соглашение  с учетом норм  Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ (ред. от 26.07.2019)"Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", удостоверяемое нотариально. Такое соглашение является для налоговых органов своего рода гарантией исполнения налоговых обязательств, а  для налогоплательщика -  возможностью избежать выездной налоговой проверки по вопросам и периодам, на которые распространяется действие соглашения.

Первым опытом  построения новой системы взаимоотношений между налоговыми органами и представителями бизнеса стало заключение соглашения между МИФНС России №21 по Санкт-Петербургу и ООО «Риф» (до реорганизации ООО «Таллер»).

Налоговым органом после проведения контрольно-аналитических мероприятий до налогоплательщика была доведена информация о выявленных рисках неуплаты налогов. После ряда консультаций с независимой стороной (медиатором) сторонами достигнуты договоренности, в соответствии с которыми налогоплательщиком в удобные для него сроки уточнены его налоговые обязательства, уплачены соответствующие суммы налога, устранены риски.

Достижение соглашения позволило не только получить в бюджет суммы неуплаченных налогов, но и сократить сопутствующие издержки, связанные с проведением выездной налоговой проверки и мероприятий, направленных на взыскание потерь бюджета, в том числе в судебном порядке. 

Участники круглого стола отметили, что такая форма взаимодействия  очень удобна, поскольку основана именно на добровольных началах обеих сторон, возможности всех участников высказать свое мнение, что может способствовать более конструктивному диалогу между представителями власти в лице налоговых органов и представителями бизнеса.