ENG

Цифровую трансформацию ФНС России обсудили на научно-практической конференции Финансового университета при Правительстве РФ

Дата публикации: 18.11.2020 16:00

«Наше стратегическое направление - это создание суперсервисов по жизненным ситуациям, которые предлагают интуитивно понятные решения, и к созданию которых мы уже приступили», - отметил заместитель Руководителя ФНС России Дмитрий Вольвач, выступая на видеоконференции Финансового университета, посвященной 30-летнему юбилею Налоговой службы.

Системная работа по развитию сервисов ФНС России давно и заслуженно получила высокую оценку налогоплательщиков как в России, так и за рубежом. Эффективность этих инструментов позволяет полномасштабно оценить все преимущества современных технологий налогового администрирования, заложенные в основу цифровой концепции взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов.

«Базис реализованных Службой цифровых платформ налогового администрирования позволил Правительству оперативно принимать важнейшие решения по мерам поддержки бизнеса и граждан во время пандемии», - отметил Дмитрий Вольвач. Они позволили налоговым органам сохранить высокий уровень взаимодействия с налогоплательщиками. Так, субъектам МСП, занятым в пострадавших отраслях, было выплачено более 100 млрд рублей субсидий на сохранение численности сотрудников и на дезинфекцию. С помощью цифровой платформы на основе технологии распределенного реестра велось льготное кредитование пострадавшего бизнеса. К ней подключился 41 банк, включая системно значимые: ПАО Сбербанк, ПАО Банк ВТБ, АО Альфа-Банк, ПАО Промсвязьбанк, ПАО Банк ГПБ и др. Освобождение от уплаты налогов за II квартал 2020 года составило 75 млрд рублей, а перенос сроков уплаты налогов за I квартал 2020 и за 2019 год на конец текущего и на 2021 год – 137 млрд рублей. На официальном сайте ФНС России был создан специальный сервис, позволяющий получить всю информацию о доступных мерах налоговой поддержки. Для этого достаточно ввести ИНН.

Дмитрий Вольвач также сообщил, что ФНС России выступает за максимальное упрощение налоговой отчетности, а если она не несет «эксклюзивной» информации – за её отмену: «Прежде всего это достигается за счет обработки потоковых данных. Первый такой проект – онлайн ККТ, который обеспечивает прозрачность операций в розничном сегменте. Это 3,3 млн касс, через которые проходит 4 трлн рублей выручки (160 млн чеков в день) ежемесячно. Достижение прозрачности в этой сфере позволило отменить девять форм кассовой отчетности».

Особую роль в условиях востребованности бесконтактного налогового администрирования приобретает и механизм налогового контроля через систему налогового мониторинга. «Это стратегическое направление для ФНС России в сфере перехода от постконтроля к мониторингу налоговых обязательств в режиме реального времени», - заявил Дмитрий Вольвач. На сегодня 95 крупнейших организаций, обеспечивающих более 30% поступлений в федеральный бюджет, перешли на налоговый мониторинг. Важным фактором выступает существенное сокращение трудозатрат компаний на сопровождение мероприятий налогового контроля.

Рассказал заместитель руководителя ФНС России и о достижениях Службы на международной арене. Так, реализация цифровой трансформации вывела ее в число передовых налоговых администраций мира. Сегодня Россия является полноценным участником автоматического обмена информацией о финансовых счетах (CRS) - 70 стран направляют в ФНС России сведения о счетах в финансовых организациях. В рамках развития налоговых сервисов создан «Личный кабинет иностранной организации для уплаты НДС». В настоящее время 2 587 иностранных компаний состоят на налоговом учете, при этом сумма налога, заявленная в декларациях за полугодие 2020, составляет 45,2 млрд руб.

Оценивая перспективы развития налогового администрирования, Дмитрий Вольвач отметил, что развитие автоматизации и цифровизации процессов исполнения налоговых обязательств и налогового контроля позволит создать в России систему добровольного соблюдения налогового законодательства. Ее построение серьезно повысит прозрачность экономики для всех субъектов, улучшит качество бюджетного планирования и гарантирует стабильность государственных доходов. «Закономерным итогом повышения цифровой зрелости является превращение налоговых органов и бизнеса в адаптивную цифровую платформу. В этой парадигме все операции в экономике будут находить своё отражение в виртуальной сети фискально прозрачных налогоплательщиков», - подчеркнул он. Это позволит минимизировать административное бремя: для добросовестных налогоплательщиков выполнение налоговых обязательств будет происходить в ходе бытовых рутинных действий, практически без их участия. А контрольно-надзорная деятельность будет сосредоточена только на потенциальных нарушителях или тех, кто находится за периметром платформы.

В конференции приняли участие член Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Михаил Щапов, заместитель председателя Комитета РСПП по налоговой политике Андрей Кизимов, представители Российского союза промышленников и предпринимателей, Ассоциации налоговых консультантов, преподаватели, студенты и слушатели Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета.