ENG

Об организации интерактивного взаимодействия ФНС России с гражданами рассказал Дмитрий Сатин

Дата публикации: 26.09.2019 16:30

«Налоговая служба постоянно развивает сервисное взаимодействие с гражданами. Мы стараемся минимизировать личный контакт с налогоплательщиком насколько возможно, а если уж это необходимо - делаем его быстрым и удобным», - заявил на Форуме «Диалог с налогоплательщиком» заместитель руководителя ФНС России Дмитрий Сатин.

Сегодня Служба администрирует сведения о 165,8 млн граждан России и иностранных государств, 4,1 млн юридических лиц и 3,97 млн индивидуальных предпринимателей. При этом ежегодно обрабатывается 76 млн налоговых деклараций, 15 млрд счетов-фактур по НДС, информация по 250 млн сделок по трансфертному ценообразованию.

Обработка этих данных позволила создать более 50 интерактивных сервисов, которые охватывают все категории налогоплательщиков и сферы их интересов. Наиболее востребованными из них за восемь месяцев этого года стали «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» - более 659,6 млн обращений, «Сведения об ИНН физического лица» - более 241,2 млн обращений и «Проверка корректности заполнения счетов-фактур» - более 122,9 млн обращений.

Дмитрий Сатин также рассказал о проектах ФНС России, которые упрощают взаимодействие налогоплательщиков со Службой. Так, внедрение онлайн-касс повысило транспарентность бизнес среды, позволило выровнять конкурентные условия, практически отказаться от проверок и ликвидировать кассовую отчетность.

Всего 1,45 млн организаций и индивидуальных предпринимателей зарегистрировали более 3,1 млн кассовых аппаратов. Это в 2,5 раза превышает дореформенный парк. В сутки пробивается более 200 млн чеков на сумму более 125 млрд рублей.

Одной из целей реформы было развитие института гражданского контроля за применением ККТ. Для этого Служба разработала мобильное приложение для проверки чеков и создала его открытый API. С помощью приложения ежедневно проверяются 720 тыс. чеков, а более 80 организаций и ИП интегрировали его API в свои программные продукты: «Едадил» от ООО «Яндекс», InShopper от ООО «Мэйл.ру», «Суперчек», «Дисконто» и другие. В них граждане могут анализировать свои расходы, а также участвовать в акциях и получать скидки по программам лояльности.

Налоговый режим для самозанятых также стал следствием цифровизации экономики и возникновения новых трудовых отношений. Дмитрий Сатин сообщил, что в этом качестве уже зарегистрировались 210 тыс. граждан. Причем 36% от их числа – через программные продукты 20 организаций, интегрировавших API мобильного приложения «Мой налог». В их числе «Яндекс.Такси», Сбербанк России, «Альфа-банк», «Ак Барс» Банк, «Ситимобил», «1C», «Фриланс», «ЦИАН» и другие. Взаимодействие также тестируется еще с 30 кредитными организациями и операторами электронных площадок. «Налоговая сфера – почти зеркальное отражение экономики и общества. Поэтому налоговым администрациям нужно стараться быть на шаг впереди всех изменений, чтобы иметь возможность предоставлять современные услуги», - завершил свое выступление Дмитрий Сатин.

Начальник Управления интерактивных сервисов ФНС России Ольга Чепурина рассказала о системе обработки обращений налогоплательщиков. Эта система позволяет не только коммуницировать с пользователями, но является одним из важнейших индикаторов внутренних процессов Службы для модернизации автоматизированных инструментов. "Главным плюсом внедрения СООН мы считаем возможность выхода на новый уровень общения с налогоплательщиками и первым шагом к построению омниканальной экосистемы, в которой они смогут получать услуги и задавать вопросы в режиме 24/7", - подчеркнула она.

Также на мероприятии была презентована новая система общественного контроля - web-портал и мобильное приложение «Диалог с налогоплательщиком». Сервис позволит оперативно направлять жалобы о нарушениях в деятельности органов государственной̆ власти и местного самоуправления и получать ответы на них онлайн. Так, тут можно уладить вопросы налогового администрирования, сообщить о проблемах с ЖКХ, дорогами, а также в сферах здравоохранения, образования и зоозащиты. «Диалог с налогоплательщиком» позволит повысить эффективность общественного контроля и обеспечить прозрачность его инструментов, а также наладить продуктивный диалог между государственными органами и населением.

В мероприятии приняли участие представители общественных советов при управлениях Федеральной налоговой службы субъектов РФ, субъектов общественного контроля - региональных и местных общественных палат, общественных советов при органах исполнительной власти, научного и экспертного сообщества.