ENG

Подать в налоговый орган жалобу по ТКС стало удобней

Дата публикации: 03.08.2020 13:31 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Электронный документооборот становится все более востребованным среди налогоплательщиков. Многие уже давно используют его при представлении налоговой отчетности, направлении обращений и жалоб. С мая 2020 года действует новый порядок направления в налоговые органы жалоб (апелляционных жалоб) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), особенности которого должны учитывать налогоплательщики, подключенные к системе электронного документооборота, намеренные обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия (бездействие) их должностных лиц.

Так, жалоба на территориальную налоговую инспекцию составляется в адрес вышестоящего управления налоговой службы, но подается в ту инспекцию, действия (решение) которой обжалуются. Миновать стадию досудебного обжалования в вышестоящий орган и подать ее сразу в суд нельзя.

Жалобу в электронной форме можно подать через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России или по ТКС через операторов электронного документооборота. Порядок, форма и формат направления жалобы в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 20.12.2019 №ММВ-7-9/645@.  Жалоба, подаваемая по ТКС, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) и передается в инспекцию в зашифрованном виде. При направлении жалобы в электронной форме дублировать ее дополнительно на бумаге не нужно.

Инспекция откажет в приеме жалобы, если она:
- не соответствует утвержденному формату;
- направлена не в ту инспекцию, действия (решение) которой обжалуются;
- подписана чужой УКЭП;
- направлена представителем, если он не приложил к жалобе сообщение о представительстве (доверенность).

Когда все ошибки будут устранены, истец или его представитель вправе направить жалобу повторно.

Порядок составления жалобы в целом одинаков и для бумажного формата жалобы, и для электронного. Отличие состоит в том, что при заполнении строк «Основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены» и «Требования лица, подающего жалобу» установлено ограничение в 2 000 символов. Если в 2 000 знаков заявитель не укладывается, в этих строках нужно указать краткую информацию, а все остальные сведения изложить в отдельном документе, отсканировать его и приложить к жалобе.

Подтверждением регистрации жалобы является квитанция о приёме, в которой указано время поступления документа. 

Способ получения решения по жалобе (на бумажном носителе, в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика) нужно указать в самой жалобе. Если жалоба подана по ТКС, решение по ней, как правило, направляется тем же способом в отсканированном виде. Если требуется получить его на бумажном носителе, необходимо отметить это в соответствующей графе жалобы. В этом случае решение будет направлено заявителю по почте.

Электронный документооборот позволяет сохранить все входящие и исходящие данные в общей базе на протяжении пяти лет.

Налоговые органы округа призывают налогоплательщиков активней подключаться к системе электронной отчетности и информационного обслуживания по каналам связи и наиболее полно использовать ее возможности для исполнения обязанности налогоплательщика, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации.