ENG

Бизнесу выделен кабинет. Запущен пилотный проект нового интернет-сервиса ФНС

Дата публикации: 02.04.2013

Издание: "Российская Бизнес-газета" - Налоговое обозрение №890 (12)
Тема: Электронные услуги
Источник:  http://www.rg.ru/2013/04/02/servis.html

В рамках работы по повышению качества обслуживания налогоплательщиков и совершенствования информационного взаимодействия с гражданами Федеральная налоговая служба начала пилотный проект по эксплуатации сервиса "Личный кабинет налогоплательщика для юридических лиц". Он позволяет получать актуальную информацию о задолженности по налогам перед бюджетом, суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, наличии переплат, невыясненных платежей в буквальном смысле не выходя из офиса. Рассказала об этом сервисе "Российской бизнес-газете" начальник Управления по работе с налогоплательщиками ФНС России Татьяна Матвеева.

- В каких регионах уже можно воспользоваться этой услугой?

- В настоящее время Федеральная налоговая служба запустила пилотный проект по эксплуатации сервиса "Личный кабинет налогоплательщика для юридических лиц" для налогоплательщиков, состоящих на учете по месту нахождения организации во всех инспекциях Нижегородской области, а также в девяти инспекциях города Москвы и одной инспекции Московской области - по г. Дмитрову. Решение о дальнейшем расширении перечня инспекций, налогоплательщики которых смогут воспользоваться возможностями сервиса, будет принято по результатам пилотного проекта.

- Какие новые возможности получат налогоплательщики в результате введения этого сервиса?

- "Личный кабинет" позволяет налогоплательщику - юридическому лицу получать актуальную информацию о задолженности по налогам перед бюджетом, о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, о наличии переплат, невыясненных платежей, не выходя из рабочего офиса. Кроме того, в "Личном кабинете" можно составлять и затем направлять в налоговые органы заявления на уточнение платежа, заявления о зачете/возврате переплаты, получать справки о состоянии расчетов с бюджетом, об исполнении обязанности по уплате налогов и других обязательных платежей, акты сверки. В числе доступных услуг также выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) в электронном виде (в отношении самого юридического лица). Здесь же можно проверить статус заявления или запроса юридического лица в налоговые органы, получить решения налогового органа по направленным заявлениям и обратиться в налоговые органы в электронном виде, экономя время на личном визите в налоговую инспекцию.

- Эксперты обращают особое внимание на необходимость защиты данных, каким образом это будет обеспечиваться?

- Действительно, обеспечение защиты данных предпринимателей от несанкционированного доступа было в числе приоритетов в нашей работе при создании данного сервиса. Соединение осуществляется по защищенному каналу связи, при этом происходит шифрование всего информационного потока, которое обеспечивается средствами криптографической защиты информации. Использование открытого ключа электронной подписи обеспечивает однозначную идентификацию уполномоченного представителя юридического лица. Проверка валидности сертификата осуществляется каждый раз при обращении пользователя к сервису. Кроме того, предусмотрено разграничение прав доступа к различной информации внутри организации. Руководитель и уполномоченные представители головной организации будут видеть информацию по всей организации, включая филиалы, в то время как представители филиалов - только о себе.

- Что нужно сделать налогоплательщику, чтобы получить доступ к кабинету налогоплательщика - юрлица?

- Для получения доступа к сервису руководитель организации должен иметь сертификат ключа подписи, выданный удостоверяющим центром, аккредитованным в сети доверенных удостоверяющих центров ФНС России (в настоящее время их более 110). Ключ электронной подписи должен быть выдан на руководителя организации или лицо, имеющее право действовать без доверенности в отношении организации. При этом могут быть использованы ключи электронной подписи, ранее выданные организации для представления налоговой и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи. Необходимо также пройти несложную процедуру регистрации, которая не требует личного обращения налогоплательщика в инспекцию, и подписать своей ЭЦП соглашение о предоставлении доступа к "Личному кабинету". После того как доступ головной организации в "Личный кабинет" получен, руководитель компании может самостоятельно подключить к сервису свои обособленные подразделения с соответствующим разграничением прав доступа.

- Некоторое время назад был запущен "Личный кабинет налогоплательщика - физического лица". Сколько граждан пользуется услугами кабинета? Был ли накопленный в результате работы этого кабинета опыт использован при запуске нового проекта? Каким образом?

- Интерактивный сервис "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" запущен на всей территории Российской Федерации 1 октября 2012 года. Общее число пользователей в настоящее время превышает 2,2 миллиона. Опыт внедрения "Личного кабинета" для физических лиц был использован при проектировании сервиса для юридических лиц в части проектирования пользовательских интерфейсов, построения механизмов обратной связи с налогоплательщиком. Но, с другой стороны, эти два сервиса существенно различаются. Прежде всего самим механизмом подключения пользователя. В настоящее время процент россиян-физических лиц, которые имеют электронную подпись, крайне незначителен, поэтому аутентификация в "Личном кабинете" для физических лиц осуществляется по логину и паролю. Для обеспечения конфиденциальности данных обязательна личная явка в инспекцию. При этом руководители подавляющего большинства организаций сегодня такую электронную подпись имеют, отсюда совершенно иной механизм подключения к сервису. Кроме того, функционал "Личного кабинета налогоплательщика - юридического лица" значительно больше. Благодаря использованию электронной подписи есть возможность направить через сервис в налоговый орган документы, для которых в соответствии с действующим законодательством требуется подпись. Спектр услуг налогового органа для организации по определению обширнее: выписки из ЕГРЮЛ, акты сверок, справки о состоянии расчетов с бюджетом.

- По мнению экспертов, важно, чтобы информация в личном кабинете налогоплательщика-юрлица была точной, иначе компаниям придется тратить много времени на исправление неверной информации о себе. Так ли это?

- Информация в "Личном кабинете" - это отражение сведений о налогоплательщике, которые содержатся прежде всего в базах данных инспекций, а также в федеральных информационных ресурсах (в частности, в ЕГРЮЛ). Актуализация данных сервиса осуществляется еженедельно. Если в "Личном кабинете" отражены некорректные данные, ошибку можно оперативно устранить. "Личный кабинет" предоставляет возможность сделать это без личного визита в инспекцию, направив обращение в соответствующий налоговый орган.

- Какими техническими возможностями должен обладать налогоплательщик для работы в кабинете?

- Для использования сервиса налогоплательщику потребуется рабочее место, на котором установлена операционная система Windows XP SP3 или выше (например, Windows 7), браузер Internet Explorer 8.0 или выше и программное средство криптографической защиты информации CryptoPro CSP 3.0 или выше с действующей лицензией. Для работы с сервисом "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" жестких технических требований нет, так что сервис доступен максимальному числу налогоплательщиков.

Ирина Колодина