ENG

Письмо от 11.03.2021 № СД-4-21/3109@

Дата публикации: 12.03.2021

О периоде перерасчета земельного налога, уплачиваемого на основании налогового уведомления, в случае уменьшения кадастровой стоимости земельного участка

Дата письма: 11.03.2021
Номер: СД-4-21/3109@
Вид налога (тематика): Земельный налог
Статьи Налогового кодекса:
Статья 391
Статья 52

Вопрос: О периоде перерасчета земельного налога, уплачиваемого на основании налогового уведомления, в случае уменьшения кадастровой стоимости земельного участка 

Ответ:

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение УФНС России по Московской области от 03.02.2021 № 17-11/006783@ по вопросу о периоде перерасчета земельного налога, уплачиваемого налогоплательщиками - физическими лицами на основании налогового уведомления (далее – налог), в случае уменьшения кадастровой стоимости земельного участка, и полагает возможным направить следующие рекомендации.  

Начиная с 1 января 2019 г. – даты вступления в силу пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) – при рассмотрении налоговым органом вопроса о проведении перерасчета налога необходимо учитывать, что в соответствии с абзацем первым пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса перерасчет сумм ранее исчисленного налога осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом. Указанный перерасчет не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм налога (абзац второй пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса).

Иных ограничений для периода, за который может проводиться перерасчет налога, Налоговый кодекс не содержит.

Поскольку в рассматриваемом случае уменьшение кадастровой стоимости земельного участка, в отношении которого направлялось налоговое уведомление, связано с внесением изменений в нормативный правовой акт об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, необходимо руководствоваться постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 № 17-П по делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса.

В частности, указанным постановлением положения пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который определен в Налоговом кодексе для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Налогового кодекса акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

В рассматриваемом случае действие нормативно-правового акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о внесении изменений в нормативно-правовой акт об утверждении кадастровой стоимости налогооблагаемого земельного участка распространено указанным органом на правоотношения с 2014 г., поскольку в результате таких изменений, связанных с исправлением ошибок, происходит уменьшение кадастровой стоимости земельного участка и улучшение положения налогоплательщиков.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах.

С учетом изложенного, по мнению Федеральной налоговой службы, вступление в силу вышеуказанного нормативно-правового акта об уменьшении кадастровой стоимости влечет перерасчет налога, начиная с периода, на который распространяется действие данного акта в отношении соответствующих земельных участков – объектов налогообложения, кроме случая, когда такой перерасчет должен осуществляться исходя из пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом.

Настоящее письмо носит исключительно информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.  



Действительный государственный
советник Российской Федерации 2 класса
Д.С.Сатин

Сообщите о несоблюдении налоговым органом данной рекомендации