ENG

Порядок обжалования нормативных актов налоговых органов в апелляционном порядке

Дата публикации: 01.06.2017 17:52 (архив)

За 5 месяцев 2017 года на рассмотрение в Управление Федеральной налоговой службы по г. Севастополю поступило 36 жалоб налогоплательщиков. По итогам рассмотрения представленных жалоб вынесено 21 решение об отказе в удовлетворении; 10 решений об оставлении без рассмотрения (поступило заявление налогоплательщика об отзыве жалобы), 1 решение об отмене решения налогового органа; по 4 жалобам не истек срок на рассмотрение.

Федеральным законом от 02.07.2013 № 153-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" с 01.01.2014 установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора в вышестоящем налоговом органе.

Указанными изменениями налогоплательщик лишен права на обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц в судебном порядке до момента урегулирования спора в вышестоящем по отношению к проверяющему налоговом органе.

Следует отметить, что налогоплательщику предоставлено право обжалования решения, как не вступившего в законную силу, путем подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном ст. 101.2 Налогового кодекса, так и вступившего в силу решения, в случае, когда оно не было обжаловано в апелляционном порядке. Срок на обжалование решения, вступившего в законную силу, - один год с момента его вынесения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение.

В связи с этим апелляционная жалоба может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения, т.е. в течение одного месяца со дня вручения решения налогоплательщику.

Апелляционная жалоба представляется в принявший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Решение по апелляционной жалобе на решение налогового органа, вынесенное в порядке статьи 101 Налогового кодекса, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня ее получения тем органом, который уполномочен ее рассматривать.

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы налоговый орган вправе принять одно из следующих решений:

- оставить решение нижестоящего налогового органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения;

- отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;

- отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

Решение по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) оформляется в письменной форме и должно содержать обоснованную позицию налогового органа по каждому доводу заявителя и выводы, из которых явно следует, что конкретно признано налоговым органом, рассматривающим жалобу, не соответствующим налоговому законодательству, и также указано, в какой части жалоба удовлетворена, а в какой - в удовлетворении отказано.

Экземпляр решения направляется в адрес лица, подавшего жалобу, в течение 3 рабочих дней со дня его принятия.

При несогласии с решением, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), у налогоплательщика появляется законная возможность обратиться за защитой в арбитражный суд.