ENG

Особенности применения специальных налоговых режимов в Севастополе

92 город Севастополь

Дата публикации: 06.10.2015

Издание: Слава Севастополя online версия информационной газеты
Тема: Специальные режимы налогообложения
Источник:  http://slavasev.ru/2015.10.6/view/48103_osobennosti-primeneniya-specialnyh-nalogovyh-rezhimov-v-sevastopole.html

Тема нашего сегодняшнего разговора касается особенностей применения специальных режимов налогообложения для юридических лиц. А на вопросы читателей отвечает заместитель начальника отдела налогообложения юридических лиц управления Федеральной налоговой службы по Севастополю Инна ЛЕБАХ.
   

- Инна Валентиновна, расскажите, пожалуйста, что подпадает под определение специальных налоговых режимов и в чем их особенность и преимущества использования?

- В статье 18 Налогового кодекса Российской Федерации определено понятие специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. К специальным налоговым режимам относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее - ЕСХН), упрощенная система налогообложения (далее - УСН), система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД), патентная система налогообложения (далее - ПСН).

- Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, использовать специальные режимы может любой налогоплательщик или есть какие-либо ограничения?

- Безусловно, ограничения есть. Если общая система налогообложения распространяется на всех налогоплательщиков и никаких ограничений на ее применение нет, то для применения специальных режимов должны соблюдаться определенные критерии.

Следует отметить, что специальные режимы ориентированы в основном на малый бизнес, что контролируется через соблюдение налогоплательщиками ряда параметров, в частности структуры уставного капитала, средней численности персонала, некоторых показателей (основные фонды, выручка, размер помещений и прочее).

Так, для применения УСН требуется выполнение ряда условий: организация не должна являться бюджетным или казенным учреждением, быть участником соглашения о разделе продукции, банком, страховщиком, ломбардом, профучастником рынка ценных бумаг, или инвестиционным фондом, или НПФ.

Организации, желающей перейти на УСН, нельзя заниматься игорным бизнесом или производством подакцизных товаров, а также добычей полезных ископаемых; доля участия иностранной организации всех участников-организаций в ее уставном капитале в совокупности не должна превышать 25%, бухгалтерская остаточная стоимость основных средств не может превышать 100 млн руб.

Особые требования предъявляются к численности наемных работников "уэсэнщика" - средняя их численность за год не должна превышать 100 человек.

Доходы за 9 месяцев года, предшествующего году, с которого организация собирается начать применять УСН, не могут превышать 45 млн рублей без НДС с учетом коэффициента-дефлятора.

Следует отметить, что общая сумма доходов за каждый год, в котором организация применяет УСН, не может превышать 60 млн руб. с учетом коэффициента-дефлятора.

Что же касается применения других спецрежимов, то, в частности, ЕСХН предъявляет особые требования к выручке предприятий, находящихся на этой системе - доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации должна быть не менее 70%. При этом пределов ни по выручке, ни по численности нет. Исключение - рыбохозяйственные организации, для которых численность работников не должна превышать 300 человек.

При использовании еще одного спецрежима - ЕНВД, в отличие от УСН, нет ограничений по величине выручки. Но при этом для розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны, площадь торгового зала не может превышать 150 квадратных метров, средняя численность за предшествующий календарный год не может превышать 100 человек. Кроме того, ЕНВД, в отличие от УСН, применим к строго ограниченному перечню видов деятельности.

- А какие спецрежимы для юридических лиц применяются в Севастополе?

- На территории Севастополя юридические лица могут применять УСН, ЕНВД и ЕСХН. Налогоплательщики могут выбрать применение любого из перечисленных спецрежимов при условии соблюдения определенных критериев в соответствии с нормами Налогового кодекса.

- А могут ли применять юридические лица патентную систему налогообложения?

- Нет. Этот спецрежим установлен исключительно для индивидуальных предпринимателей.

- Расскажите подробнее о системе УСН. По какому принципу "упрощенцы" избирают ставку, от чего зависит этот выбор?

- "Упрощенцы" вправе самостоятельно выбирать объект налогообложения, можно выбрать систему УСН: доходы по ставке 6%; доходы, уменьшенные на величину расходов по ставке 15%.

Первый вариант отличается простотой учета. Датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Во втором варианте доходы определяются также по кассовому методу. Расходами признаются затраты после их фактической оплаты. При этом расходы должны быть документально подтверждены и строго соответствовать закрытому перечню согласно ст. 346.16 Налогового кодекса. При применении УСН 15% учитывается минимальный налог 1% от суммы поступивших доходов. Он уплачивается в том случае, когда рассчитанная сумма налога 15% в итоге получается меньше суммы рассчитанного минимального налога 1% от суммы доходов.

- Скажите, а для перехода на применение специального налогового режима достаточно ли, чтобы он был установлен Налоговым кодексом или спецрежим должен вводиться законами субъекта РФ?

- Действительно, практически все спецрежимы в Севастополе имеют свои региональные особенности.

Так, для севастопольских налогоплательщиков законом Севастополя от 3.02.2015 N 110-ЗС "О налоговых ставках в связи с принятием федерального закона от 29.11.2014 N 379- ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на 2015-2016 год установлены налоговые ставки в размере 3% и 7% соответственно. При применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) налоговая ставка установлена в размере 0,5% на 2015-2016 годы.

Законом Севастополя от 14.11.2014 N77-ЗС "О ставках по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов" с 1.01.2015 г. установлена налоговая ставка в размере 5% для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Специальный налоговый режим в виде ЕНВД на территории города Севастополя введен законом Севастополя от 26.11.2014 г. N 85-ЗС "О введении на территории города федерального значения Севастополя системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".

Законом Севастополя от 14.08.2014 г. N 57-ЗС "О патентной системе налогообложения на территории города федерального значения Севастополя" на 2015-2016 годы налоговая ставка установлена в размере 1%.

Все вышеперечисленные законы можно найти в региональном блоке сайта. Информация на интернет-сайте содержит совокупность федеральной и региональной информации. При этом информация управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации является составной частью разделов федерального уровня. Чтобы ознакомиться с информацией города федерального значения Севастополя, необходимо в "шапке" официального интернет-сайта "Ваш регион" выбрать "92 город Севастополь". После этого на главной странице сайта в адресной строке сайта домена третьего уровня отразится www.nalog.ru/r92/. В этом случае налогоплательщику будет доступна к просмотру не только информация федерального уровня, но и информация, имеющая региональные особенности для Севастополя.

- Инна Валентиновна, а каков порядок перехода с общего режима налогообложения на спецрежим? Можно ли перейти с общего режима налогообложения на какой-нибудь из спецрежимов в середине календарного года?

- Перейти на УСН либо ЕСХН можно с начала календарного года, для вновь созданных налогоплательщиков - с даты постановки на учет. Систему налогообложения в виде ЕНВД можно начать применять в принципе с любого момента.

При этом есть особенности. Так, если организация применяет УСН и хочет перейти по некоторым видам своей деятельности на ЕНВД, то перейти на этот режим можно только с начала календарного года. Для этого необходимо подать заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД в течение 5 пяти дней со дня начала применения системы налогообложения.

- Значит, возможно совмещение различных систем налогообложения? А можно совмещать общую систему налогообложения и другие спецрежимы? И возможно ли совмещение разных спецрежимов между собой?

- Предприятия могут вести одновременно несколько видов предпринимательской деятельности, комбинируя при этом разные налоговые режимы. Нормами действующей статьи 346.26 (пункт 7) Налогового кодекса разрешено совмещение общей системы налогообложения с ЕНВД.

А вот совмещение общей системы и УСН запрещено пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса. Запрещено также одновременное применение общей системы с ЕСХН (пункт 3 статьи 346.1), а также совмещение УСН и ЕСХН (подпункт 13 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса).

Объект налогообложения УСН может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения (п.2 ст. 346.14 Налогового кодекса).

- А как налогоплательщику определить налоговую эффективность спецрежимов?

- Универсального способа для определения самого выгодного налогового режима нет. Каждый налогоплательщик самостоятельно избирает режим налогообложения и просчитывает экономический эффект от данного выбора с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому, прежде чем перейти на спецрежим с общей системы налогообложения либо избрать специальный налоговый режим с даты постановки на учет, я рекомендую ознакомиться с положениями Налогового кодекса, а также использовать информацию, размещенную на официальном сайте ФНС России в разделе "Налогообложение РФ/Специальные налоговые режимы".

- Можете ли вы привести статистику о предпочтениях севастопольских налогоплательщиков при выборе между общим режимом налогообложения и спецрежимами? Какой из спецрежимов является наиболее популярным?

- По состоянию на 1 сентября 2015 года в Единый государственный реестр юридических лиц по городу Севастополю включено 8,8 тысячи юридических лиц.

Среди юридических лиц распределение между общей системой налогообложения и спецрежимами распределилось примерно 50 на 50.

А вот "спецрежимники" в основном выбрали для себя УСН.

Применение такого режима, как ЕНВД, не пользуется популярностью у севастопольских организаций. На сегодняшний день только 166 юридических лиц применяют эту систему налогообложения. Из общего числа организаций, перешедших на спецрежимы, ЕСХН применяют 19 организаций.

- И в заключение - что бы вы хотели пожелать севастопольским организациям, использующим различные спецрежимы?

- Хочу пожелать всем налогоплательщикам систематически использовать наш интернет-ресурс и информацию на официальном сайте ФНС России. Информация эта проверена, достоверна и актуальна. В соответствующих разделах сайта можно ознакомиться с новостями, региональными особенностями налогового законодательства, с графиками проведения семинаров, а также справочной информацией, касающейся работы районных инспекций и найти много другой полезной информации.

На сайте функционирует 39 электронных сервисов - как информационных, так и интерактивных, и транзакционных. Обратившись к ним, можно не только ознакомиться с действующим налоговым законодательством, но и проверить надежность контрагентов, получить доступ к "личному кабинету", подать отчетность, задать вопрос, относящийся к компетенции службы, провести сверку по налоговым обязательствам.

Электронное взаимодействие с налоговой службой позволяет налогоплательщику не только сэкономить время, но и в любом удобном для себя режиме в любое время получить требуемую услугу. Какие-то сервисы предназначены для налогоплательщиков со специальным статусом (допустим, для плательщиков налога на добавленную стоимость), а какие-то - для широкого круга налогоплательщиков (допустим, "личные кабинеты"). Материалы, размещенные на сайте, станут надежной информационной опорой для любого налогоплательщика и позволят получать самую актуальную информацию из достоверных источников.

- Спасибо за беседу!