Дата публикации: 05.02.2018 15:12
Работа с обращениями граждан является одной из государственных функций налоговых органов, закрепленной п.п. 5.16 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 и регламентируется Законом 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), Индивидуальными инструкциями по делопроизводству и другими ведомственными документами.
Обращения граждан в налоговые органы ФНС России поступают, как на бумажных носителях (лично), так и через Интернет-сервисы «Обратиться в ФНС России», «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 17.04.2017 № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» территориальные налоговые органы г. Севастополя ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, выгружают информацию о результатах рассмотрения обращений граждан из ПК СЭД на Портал ССТУ, а также о мерах, принятых по таким обращениям, поступившим за период июль-декабрь 2017 года.
В УФНС России по г. Севастополю (далее – Управление) и подчиненные инспекции (далее Инспекции) в 2017 году поступило на рассмотрение 4970 обращений граждан, в том числе 3773 интернет – обращений или 75,9% от общего количества. Следует отметить значительное увеличение количества обращений, поступивших в территориальные налоговые органы в 2017 году по сравнению с аналогичным периодом 2016 года (на 1965 обращений больше).
Территориальный орган | Общее количество обращений (2017 год) | В том числе Интернет - обращения | В том числе Интернет – обращения (%) | Общее количество обращений (2016 год) | Изменения (+, -) |
УФНС России по г. Севастополю | 864 | 437 | 50,6% | 660 | +204 |
ИФНС России по Гагаринскому району г.Севастополя | 1198 | 1094 | 91,3% | 785 | +413 |
Межрайонная ИФНС России №1 по г.Севастополю | 1445 | 1166 | 80,7% | 748 | +688 |
ИФНС России по Ленинскому району г.Севастополя | 1463 | 1076 | 73,5% | 812 | +552 |
ВСЕГО: | 4970 | 3773 | 75,9 | 3005 | +1965 |
Анализ поступивших обращений показал рост количества Интернет – обращений. 2145 или 71% заявлений граждан поступило через электронные сервисы в 2016 году, 3773 обращения или 75,9% , поступило в 2017 году. Основная часть обращений (90%), зарегистрированных в Инспекциях, поступает непосредственно от граждан г. Севастополя через электронные сервисы.
В Управление 588 (или 68%) из 864 обращений поступили непосредственно от физических лиц, остальные 276 перенаправлены: из ФНС России - 84, других территориальных налоговых органов - 61, прокуратуры – 59, Роспотребнадзора – 45, Аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном Федеральном округе – 2, департаментов Правительства города Севастополя -20, УМВД – 2, Законодательного собрания – 1, МЧС – 1, инспекции по труду - 1).
Обращения граждан, поступившие в 2017 году, находились на рассмотрении в следующих структурных подразделениях УФНС России по г. Севастополю:
Аналитический отдел | 22 | 2,5 % |
Контрольный отдел | 157 | 18,2 % |
Отдел анализа и планирования налоговых проверок | 4 | 0,5 % |
Общий отдел | 8 | 1% |
Отдел безопасности | 5 | 0,5 % |
Отдел досудебного урегулирования налоговых споров | 66 | 7,6 % |
Отдел кадров | 4 | 0,5 % |
Отдел камерального контроля | 7 | 0,9 % |
Отдел налогообложения имущества и доходов физических лиц и администрирования страховых взносов | 374 | 43,3 % |
Отдел налогообложения юридических лиц | 3 | 0,3% |
Отдел регистрации и учета налогоплательщиков | 71 | 8,2 % |
Отдел работы с налогоплательщиками | 22 | 2,5% |
Отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства | 113 | 13 % |
Правовой отдел | 3 | 0,3% |
Финансовый отдел | 3 | 0,3% |
Хозяйственный отдел | 2 | 0,2% |
В Инспекциях больше всего обращений граждан рассматривалось в отделах камеральных проверок №2 - 2584 или 62,9% от общего количества обращений, зарегистрированных в Инспекциях
Существенный удельный вес обращений граждан в 2017 году составляли вопросы администрирования имущественных налогов. По вопросу исчисления и уплаты транспортного налога поступило 1970 обращений (39,6 % от общего числа), уплаты налога на имущество – 235 обращений (4,7 % от общего числа), земельного налога –109 обращений (2% от общего числа). При этом необходимо отметить, что весомая часть обращений по данному вопросу пришлась на IV квартал 2017 года (1675 обращений или 33,7 % от общего числа).
В ходе анализа установлено, что основную часть обращений граждан в текущем году составили вопросы, связанные с уплатой транспортного налога – 1970 обращений или 39,6% от общего количества поступивших обращений. Данная категория вопросов характерна в основном для Инспекций (1841 обращение). В своих обращениях заявители нередко высказывали несогласие с выставленной к уплате суммой налога, указанной в полученном уведомлении или требовании на уплату налогов. Кроме того, высокую обеспокоенность граждан вызвало несвоевременное отражение информации об уплаченном имущественном налоге в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».
Вопросы организации работы с налогоплательщиками вторые по популярности. Поступило 1279 обращений или 25,7% от общего количества. Заявителям Инспекциями направлены разъяснения в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, приняты меры по актуализации, обеспечению достоверности и корректности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и размещенных на сайте ФНС России, решались вопросы отражения данных в ЛК налогоплательщиков, выданы копии налоговой отчетности, справки, поступали обращения на уточнение информации по объекту налогообложения, отображенном в Личном кабинете налогоплательщика. Указанные категории обращений характерны для обращений, поступивших в Инспекции.
Одновременно с этим, значительное количество писем содержало вопросы, затрагивающие основания возникновения задолженности по налогам и сборам (303 обращения или 6 % от общего числа). Граждане высказывали несогласие с образованием у них задолженности по страховым взносам.
Актуальным для граждан остается предоставление сведений по вопросам нарушения налогового законодательства физическими и юридическими лицами в части уклонения от уплаты налогов в бюджет Российской Федерации. В отчетном периоде поступило 171 обращение. Граждане в своих обращениях информировали налоговые органы о различных нарушениях, допущенных организациями и индивидуальными предпринимателями в финансово-хозяйственной деятельности, сообщали в Управление о фактах сдачи недвижимого имущества в аренду с целью проведения мероприятий по привлечению арендодателей к уплате налогов.
Интересуют граждан вопросы, связанные с зачетом и возвратом излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов – 168, получением и отказом от ИНН – 58, применение ККТ – 39, государственной регистрацией – 51 и другие.
4943 обращения граждан (99% от поступивших) в 2017 году были поставлены на контроль. Рассмотрено в срок 4546 обращений, 175 обращений направлены для рассмотрения в другие налоговые органы и ведомства, 222 обращения будут рассмотрены в 2018 году. По всем обращениям даны ответы в установленный законодательством срок.
С целью обеспечения права граждан на личный прием руководителем УФНС России по г. Севастополю, его заместителями, начальниками и заместителями начальников инспекций в 2017 году было проведено 176 личных приемов граждан, на которых даны компетентные разъяснения по заданным вопросам.
5 апреля 2017 года , 28 июня 2017 года, 6 декабря 2017 года руководитель УФНС России по г. Севастополю Приставка Н.Н. провел личный прием граждан в Приемной Президента Российской Федерации по адресу: г. Севастополь, пл. Нахимова, 1.
В ходе приемов 11 обратившимся гражданам даны разъяснения по всем интересующим вопросам, входящим в компетенцию налоговых органов.
С целью реализации поручения Президента Российской Федерации от 26.04.2013 года № Пр – 936 в территориальных налоговых органах г. Севастополя 12 декабря 2017 года организован и проведен общероссийский день приема граждан. Уполномоченными должностными лицами ИФНС России по районам г. Севастополя проведено 13 приемов граждан. Всем обратившимся были даны исчерпывающие разъяснения по интересующим вопросам.
Заявления рассмотрены в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с учетом положительного мнения заявителей о результатах предоставленных разъяснений.