ENG

Справка о работе с обращениями граждан в Управлении ФНС России по Свердловской области и подведомственных инспекциях в четвертом квартале 2016 года

Дата публикации: 03.02.2017 10:38 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

В УФНС России по Свердловской области (далее – Управление) и инспекции ФНС России по Свердловской области в 4 квартале 2016 года поступило на рассмотрение 82879, что составило 46,1% от общего числа обращений, поступивших в целом в 2016 году. 

В том числе в Управление поступило 2736, что также является самым высоким показателем за весь 2016 год и составляет 44,8% от общегодового объема обращений.

Через электронный сервис «Обратиться в ФНС России» поступило 3509 документов, а через Личный кабинет для физических лиц – 44477. В целом доля Интернет-обращений составила 47986 документов или 57,9% от общего количества поступивших обращений. Таким образом, доля Интернет-обращений в 4 квартале, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, выросла на 19,1 процента. В Управление в 4 квартале поступило 1926 Интернет-обращений, это 70,4% от их общего количества.

Количество обращений граждан, поступивших в налоговые органы Свердловской области в четвёртом квартале 2016 года, составило 263,7% к уровню аналогичного периода 2015 года.

Основную часть обращений граждан в 4 квартале 2016 года составили вопросы налогообложения имущества физических лиц (53408 обращений или 64,4% от общего числа). В том числе по вопросу администрирования налога на имущество поступило 31177 обращений (37,6%), транспортного налога – 16641 (20,1%) и земельного налога – 5590 (6,7%).

Часто физические лица, плательщики имущественных налогов, просили произвести перерасчет исчисленных налогов, в связи с неверной, по их мнению, информацией, отраженной в направленных им налоговых уведомлениях (величина налоговой базы или налоговые ставки). Значительное количество обращений также было связано с фактами начисления физическим лицам имущественных налогов по объектам, либо уже не находящимся в собственности, либо принадлежащим другим лицам со сходными персональными данными. Кроме того, в ноябре-декабре налогоплательщики активно интересовались: зачтена ли в бюджет произведенная ими оплата налогов, в случае если данная информация не отразилась в Личном кабинете налогоплательщика для физических лиц.

По вопросам налогообложения доходов поступило 6488 обращений (7,8 процента), в Управлении доля подобных обращений составила 8 процентов. Налогоплательщики просили разъяснить им причины отказа в предоставлении имущественных и социальных вычетов, интересовались порядком удержания и уплаты НДФЛ налоговыми агентами.

В ряде случаев налогоплательщики сообщали о праве на налоговые льготы или интересовались основаниями для их предоставления.

По вопросам задолженности в третьем квартале обратился 2921 гражданин (3,5% от общего числа). В Управлении данные вопросы содержались в 8,3% обращений. В основном граждан интересовали причины возникновения задолженности, которая отражается в Личном кабинете даже при условии перерасчета и оплаты имущественных налогов.

С вопросом налогообложения доходов тесно связана тема зачёта и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов (2259 или 2,7% от общего числа). В Управлении данные вопросы содержались в 3,4% обращений. Особенно остро граждане реагировали на  нарушения их законных прав при возврате излишне уплаченных сумм имущественных налогов, а также нарушения сроков перечисления средств по возврату НДФЛ.

Весомая доля обращений, особенно в подведомственных инспекциях, касалась вопросов налогообложения малого бизнеса (3714 или 8,8% от общего числа). Граждан и индивидуальных предпринимателей интересовали особенности применения упрощенной системы налогообложения, в том числе, на основе патента, и механизм уплаты налога на вменённый доход. В отчетном периоде сотрудники Управления, как и в предыдущих периодах, приняли участие в 4 семинарах для налогоплательщиков.

В Управлении доля обращений данной тематики невелика и в четвертом квартале составила 1,5 процента от общего числа.

В центре внимания граждан продолжают оставаться вопросы организации работы с налогоплательщиками и использования информационных ресурсов (2237 или 2,7% от общего числа). Особое внимание граждане уделяют уровню обслуживания налогоплательщиков, работе телефонной справочной службы, операционных залов, а также актуализации персональных данных в Интернет-сервисе «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». В Управлении данная тема была затронута в 7,2% обращений.

Значительное количество обращений в четвёртом квартале 2016 года – 1651 (2% от общего числа) касалось вопросов государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В том числе по вопросам о порядке получения, смены или отмены двойного ИНН обратилось 329(0,4%) граждан.

Чаще всего налогоплательщики обращались с вопросами, связанными с недостоверностью, корректировкой и внесением изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, а также направляли запросы о предоставлении сведений из данных источников. В целях корректировки/актуализации сведений в отношении юридических и физических лиц на сайт технической поддержки АО ГНИВЦ ФНС России «Техническое исправление данных в БД АИС «Налог-3»» Управлением регулярно направлялись заявки.

При необходимости, в адрес инспекций области направляются поручения для проведения проверки достоверности сведений об адресе (месте нахождения), содержащемся в ЕГРЮЛ. В целях исключения в дальнейшем случаев принятия налоговыми органами неправомерных решений с сотрудниками ЕРЦ и инспекций области на постоянной основе проводится обучение.

Кроме того, в 115 обращениях содержалась информация о регистрации фирм на домашний адрес налогоплательщика без его согласия.

Сообщения о фактах возможных нарушений законодательства о налогах и сборах юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями нашли отражение в 814(1%) обращениях. У граждан остаются вопросы, о возможности самостоятельной проверки добросовестности работодателя по осуществлению им отчислений в пенсионный и другие социальные фонды. Из них четверть, 203 обращения, было рассмотрено Управлением. В 127(0,2%) случаях вопросы касались разъяснения положений законодательства о применении контрольно-кассовой техники и сообщений о нарушениях законодательства  в данной сфере. За разъяснениями чаще обращаются субъекты малого предпринимательства, не имеющие штатных юристов (экономистов). Все сообщения о нарушениях законодательства о налогах сборах под контролем Управления отрабатываются инспекциями области и, при наличии оснований, принимаются меры по привлечению виновных лиц к налоговой и(или) административной ответственности.

Несогласие с решениями и действиями должностных лиц инспекций по выявленным налоговым правонарушениям, налогоплательщики выразили в 454 (0,5%) обращениях. В Управлении данный показатель значительно выше – 4,6 процента.

В четвёртом квартале 2016 года налоговыми органами области продолжена активная информационная работа по популяризации электронных сервисов ФНС России, информированию граждан о сроках и порядке уплаты имущественных налогов физическими лицами, предоставления налоговой льготы по налогу на имущество и порядке направления сводных налоговых уведомлений посредством организации «Дня открытых дверей», размещения разъяснений на официальном сайте ФНС России, публикации материалов в региональных печатных изданиях.

Срок и порядок уплаты имущественных налогов были освещены на пресс-конференции, прямой телефонной линии с участием руководства Управления. В эфире местных радиостанций и специальных передачах региональных телеканалов прозвучали  интервью с заместителями руководителя Управления, начальниками и заместителями начальников отделов.

В целях актуализации базы данных налоговых органов по имущественным налогам, в регистрирующие органы на регулярной основе направляются запросы, как с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия, так и, при необходимости, в письменной форме. В инспекциях области продолжается работа в соответствии с Планом мероприятий по работе с несконвертированными в АИС «Налог-3» объектами налогообложения.

С целью актуализации данных о принадлежащих физическим лицам транспортных средствах, Управлением разработан и реализован план мероприятий по дополнению информационных ресурсов налоговых органов Свердловской области недостающими данными о транспортных средствах. В инспекции области направлен обзор по наиболее часто возникающим вопросам, для налогоплательщиков проведены Дни открытых дверей и организованы семинары.

Проведён ежеквартальный проверочный обзвон по телефонам инспекций, в ходе которого удавалось дозвониться до большинства отделов, телефоны которых указаны на сайте ФНС России. Результаты мониторингов телефонного информирования доводились до инспекций области в форме обзоров. Проверка качества обслуживания в инспекциях прошла в формате «тайный покупатель». По итогам проверочных мероприятий инспекциям направлены рекомендации по улучшению качества обслуживания.

Тематика по заявлениям граждан, обратившихся из других субъектов Российской Федерации, выглядит следующим образом.

Основная доля обращений в 4 квартале 2016 года – от граждан, проживающих в Екатеринбурге и Свердловской области. Из других субъектов поступило 47 обращений по вопросам имущественных налогов, в частности, налога на имущество, уклонения от налогообложения, задолженности.

Из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций было направлено 5 обращений.
Все обращения граждан за исключением анонимных, содержащих благодарности или информацию в ответ на запрос налоговых органов, а также заявления о прекращении рассмотрения ранее направленного обращения, ставятся на контроль. В четвёртом квартале на контроль было поставлено 2633 документа или 96% от общего числа поступивших обращений. Кроме того, на рассмотрении в структурных подразделениях находилось еще 264 обращения, поступивших в Управление в более ранние сроки. Таким образом, в 4 квартале на рассмотрении находилось 2897 обращений граждан.

В отчетном периоде 18 (0,6% от общего числа поставленных на контроль) обращений граждан были рассмотрены с нарушением срока. Сроки были нарушены следующими структурными подразделениями Управления:

В приемные заместителей руководителя Управления в 4 квартале 2016 года обратилось 12 граждан, которым в десяти случаях были даны разъяснения по интересующим их вопросам, в двух случаях предложено оставить письменные заявления, на которые были даны ответы в установленном порядке.

УФНС России по Свердловской области в подведомственные инспекции было направлено для рассмотрения и подготовки ответа заявителю 403 обращения граждан, в том числе Общим отделом – 44 обращения.
Обращения, направленные на рассмотрение в подведомственные инспекции в обязательном порядке ставятся на контроль и считаются исполненными только при поступлении в Управление копии ответа заявителю по существу поставленных вопросов.

В отчетном периоде 18 (4,5%) от общего числа направленных на рассмотрение) обращений граждан были рассмотрены инспекциями области с нарушением срока.