ENG

Справка о работе с обращениями граждан в Управлении ФНС России по Свердловской области и подведомственных инспекциях в первом квартале 2017 года

Дата публикации: 25.04.2017 12:09 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

В УФНС России по Свердловской области (далее – Управление) и инспекции ФНС России Свердловской области в 1 квартале 2017 года поступило на рассмотрение 45772 обращения граждан, что на 57% больше, чем в 1 квартале 2016 года. В том числе в Управление поступило 1817 обращений. Через электронный сервис «Обратиться в ФНС России» поступило 1893 документа, а через Личный кабинет для физических лиц – 19774.

В целом доля Интернет-обращений составила 21667 документов или 47,3% от общего количества поступивших обращений. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года доля Интернет-обращений выросла на 8,5 процентов. В Управление в 1 квартале поступило 1134 Интернет-обращения, чья доля составила 62,4% от их общего количества.

Основную часть обращений граждан в 1 квартале 2017 года составили вопросы о порядке исчисления и уплаты имущественных налогов физических лиц. Они содержались в 19663(43% от общего числа) обращениях, в том числе по вопросу исчисления и уплаты транспортного налога обратилось 8004 гражданина (17,5% от общего числа), налога на имущество – 8907(19,5% от общего числа), земельного налога – 1576 (3,4% от общего числа).

В Управлении доля вопросов по имущественным налогам составила 30,7 процента. В первом квартале заявители продолжали писать о необходимости перерасчета исчисленных налогов в связи с неверной, по их мнению, информацией, отраженной в направленных им налоговых уведомлениях (величина налоговой базы, налоговые ставки). Значительное количество обращений было связано с фактами начисления физическим лицам имущественных налогов по объектам, либо уже не находящимся в собственности, либо принадлежащим другим лицам со сходными персональными данными.

Кроме того, в январе-феврале налогоплательщики активно интересовались о зачёте в бюджет платежей, не отраженных в Личном кабинете налогоплательщика для физических лиц.

Также заявители обращались за разъяснениями об определении факта регистрации транспортных средств и даты снятия их с учёта. В ряде случаев налогоплательщики заявляли о праве на льготы по имущественным налогам и интересовались основаниями для их предоставления – 1176 обращений (2,6% от общего числа).

В числе мер по исключению массовых обращений налогоплательщиков по данной тематике Управлением в 1 квартале, в оперативном порядке координировался процесс принятия сведений об объектах налогообложения от регистрирующих органов, в том числе путём направления в их адрес запросов, как с использованием межведомственного электронного документооборота, так и (при необходимости) в письменной форме.

В марте Управлением и инспекциями Свердловской области начата работа по реализации Плана-графика основных мероприятий по обеспечению готовности налоговых органов к массовому расчету имущественных налогов и направлению налоговых уведомлений в мае-августе 2017 года, утверждённого протоколом Всероссийского совещания-семинара налоговых органов по вопросам администрирования имущественных налогов от 14.03.2017 № БС-11.

Второе место среди обращений граждан в 1 квартале текущего года в территориальных налоговых органах заняли вопросы об особенностях применения упрощенной системы налогообложения, в том числе на основе патента, и уплаты налога на вмененный доход, которые содержались в 6757(14,8%) обращениях.

В отчетном периоде сотрудники Управления приняли участие в 6 семинарах и круглом столе компании «Консультант плюс» по вопросам налогообложения субъектов малого предпринимательства. В Управлении обращения данной тематики составили лишь 2,3 процента от общего количества направленных документов.

В феврале-марте всё большую значимость начинают приобретать для налогоплательщиков проблемы, связанные с налогообложением доходов физических лиц (6404 обращения или 14% от общего числа поступивших), в Управлении доля подобных обращений составила 12,4 процента. В центре внимания в первом квартале находились вопросы порядка предоставления имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в сумме расходов на приобретение недвижимого имущества, в также предоставления социальных налоговых вычетов по произведенным расходам на лечение или обучение. Часть писем касалась разъяснения порядка уплаты налога на доходы физических лиц с дохода от продажи квартиры и порядка предоставления социального налогового вычета в части уплаченных страховых взносов по страхованию жизни, здоровья и трудоспособности.

В первом квартале Управлением в рамках информационной кампании по декларированию доходов физическими лицами был проведен ряд мероприятий. Пресс-конференция о возможности представления декларации 3-НДФЛ через «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», по итогам которой на сайтах информационных агентств области размещено 16 сообщений, в эфире телекомпаний вышло 6 сюжетов, в региональных печатных изданиях опубликовано 7 статей. Со специалистами Управления было проведено 2 прямых линии в местных изданиях и 3 интервью в эфире радиостанций «Эхо Москвы Екатеринбург», «Город FM», «Серебряный дождь». О сроке декларирования доходов изготовлено 4000 листовок и снят видеоролик.
Значительное количество обращений – 3359(7,3% от общего числа) касалось вопросов задолженности, а также зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов (2898 обращений или 6,3% от общего числа). В Управлении данные вопросы также содержались в 17,6% обращений.

Основная тема обращений физических лиц, плательщиков имущественных налогов – наличие задолженности по имущественным налогам, отраженной в направленных им требованиях об уплате налогов. Основная причина, по которой данный показатель является достаточно высоким – ошибки при формировании базы данных налоговых органов по объектам налогообложения. Поэтому, при подготовке ответа в обязательном порядке изучается история предыдущих обращений, анализируется заключение инспекции, а при изложении информации налогоплательщику используется, по возможности, стандартизированная форма ответа.

На пятое место по тематике запросов в первом квартале 2017 года вышли вопросы государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые содержались в 3112 обращениях (6,8% от общего количества запросов). В Управлении данная тема содержалась в 234 обращениях (12,9% от общего количества запросов).

На постоянной основе проводится обучение сотрудников инспекций по наиболее актуальным вопросам, возникающим в ходе рассмотрения обращений. Так, вопросы, касающиеся достоверности сведений об адресе (месте нахождения) организаций, обсуждены на совещании с инспекциями области 20.02.2017 года.

Налогоплательщики также часто направляли запросы о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и Едином государственном реестре налогоплательщиков или сообщали о необходимости их актуализации. В первом квартале по запросам инспекций были актуализированы сведения в отношении 361 физического лица.

Кроме того, в 45 обращениях содержалась информация о регистрации фирм на домашний адрес налогоплательщика без его согласия. По вопросам о порядке получения, смены или отмены двойного ИНН обратилось 327(0,7%) граждан.
На тему организации работы с налогоплательщиками в отчетном периоде, поступило 1363(3%) обращения, содержащих отзывы об уровне обслуживания налогоплательщиков, работе электронной очереди и операционных залов. Вопросы использования информационных ресурсов содержались в 96 (0,2% от общего числа) обращениях.

Сообщения о фактах возможных нарушений законодательства о налогах и сборах юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями нашли отражение в 502 (1,1%) обращениях. У граждан остаются вопросы, о возможности самостоятельной проверки добросовестности работодателя по осуществлению им отчислений в пенсионный и другие социальные фонды.

В 178 (0,4%) случаях вопросы касались разъяснения положений законодательства о применении контрольно-кассовой техники и сообщений о нарушениях законодательства  в данной сфере. Управлением в 1 квартале проведено 10 семинаров для налогоплательщиков на тему «Переход на новый порядок применения контрольно-кассовой техники». За разъяснениями чаще обращаются субъекты малого предпринимательства, не имеющие штатных юристов (экономистов). Все сообщения о нарушениях законодательства о налогах сборах под контролем Управления отрабатываются инспекциями области и, при наличии оснований, принимаются меры по привлечению виновных лиц к налоговой и(или) административной ответственности.

Несогласие с решениями и действиями должностных лиц инспекций по выявленным налоговым правонарушениям, налогоплательщики выразили в 411 (0,9%) обращениях. В Управлении данный вопрос составил 6,1 процента от общего числа поступивших обращений. По результатам рассмотрения обращений в пользу заявителей и в целях исключения в дальнейшем принятия налоговыми органами неправомерных решений инспекциям направлены разъяснительные письма.

Тематика по обращениям граждан в разрезе субъектов Российской Федерации выглядит следующим образом.Основная доля обращений в 1 квартале 2016 года поступила от граждан, проживающих в Свердловской области. Из других субъектов поступило 37 обращений по вопросам уплаты транспортного налога, задолженности по налогам и сборам и уклонения от налогообложения. Из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций в 1 квартале, в УФНС России по Свердловской области, поступило на рассмотрение 2 обращения.

Все обращения граждан за исключением анонимных, содержащих благодарности или информацию в ответ на запрос налоговых органов, а также заявления о прекращении рассмотрения ранее направленного обращения, ставятся на контроль. В первом квартале на контроль было поставлено 1709 документов или 94,1% от общего числа поступивших обращений.

Кроме того, на рассмотрении в структурных подразделениях находилось еще 388 обращений, поступивших в Управление в более ранние сроки. Таким образом, в 1 квартале на рассмотрении находилось 2097 обращений граждан. Из них 20 обращений было исполнено с нарушением установленного срока, что составило 0,95% от общего числа обращений граждан, поставленных на контроль. Из них в 9 случаях (5 обращений и 4 жалобы) был нарушен срок исполнения обращений, направленных из Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц , что составило 1,1% от общего числа обращений, направленных из Личного кабинета физических лиц.

В приемные заместителей руководителя Управления в 1 квартале 2016 года обратилось трое граждан, которым были даны разъяснения по интересующим их вопросам.